День архитектора по всему миру отмечают 2 октября. В честь праздника собрали места в разных районах Москвы, где можно найти постройки в стиле русского модерна — с характерной мозаикой, кружевными фасадами, асимметричными окнами и башенками.
Трехпрудный пер., 9
Mos.ru
Типография «Скоропечатня Левенсона» открылась в здании в 1881 году и всего через полтора десятка лет решила провести ребрендинг. Проект фасада заказали Федору Шехтелю — тогда он еще не был известным архитектором, а работал художником-постановщиком в Большом театре. Это не помешало ему переделать здание в терем с большими окнами, двумя боковыми башнями и декором в виде растений. На фасаде типографии появились барельеф с изображением рабочих-печатников и герб Российской империи. А на уровне третьего этажа — декоративные надписи с названием скоропечатни.
После революции здесь открылась государственная типография «Мосполиграф». В 1940-х ее закрыли и здание опустело. В 2016-м дом отреставрировали — восстановили лепнину и надписи на фасаде, а еще воссоздали интерьеры XIX века.
Вадковский пер., 5
Это необычное здание в 1907 году построили архитектор Александр Зеленко и его друг, молодой учитель Станислав Шацкий. Здесь дети посещали кружки и мастер-классы, ходили в библиотеку и небольшой театр. А в одной из башен была обсерватория с телескопом. После революции это общество назвали «Школой радости».
Увы, первоначальный вид дома не сохранился — в 1990-х его продали под офисы, а после здесь располагался банк. Раньше фасад был украшен «набрызгом» (техника покраски для рельефа на штукатурке), а окна — рамами из темного дерева. Теперь же тут гладкая штукатурка и стеклопакеты. Но сама конструкция все же осталась нетронутой: благодаря башням и экерам (круглым пристройкам) он и сейчас похож на средневековый замок.
ул. Воронцово Поле, 6–8, стр. 1
В 1860-е эту еще не приметную постройку купил коллекционер Алексей Бахрушин. Он заказал проект фасада у зодчего, а потом сделал тут музей. Но после его смерти дом перешел к другому купцу, который решил обновить фасад в стиле модерн.
На здании появилась лепнина, на крыше — купол, а на светильниках — декор со змеями (поэтому постройку называют «Домом беседующих змей»). На южном фасаде сделали ажурный металлический балкон, к которому прикрепили фонари для освещения сада перед особняком.
С 1952 года в доме находится посольство Индии. Но скоро его хотят отреставрировать по фотографиям 1930 года — восстановить керамические плиты и узоры на фасаде.
ул. Электрозаводская, 12, стр. 1
Rgub.ru
В 1903 году купец Василий Носов заказал проект здания у известного архитектора Льва Кекушева. Был референс — американские коттеджи из журнала Scientific American. Дом построили в стиле деревянного модерна, его фишка — резной декор по всему экстерьеру. С передней и задней стороны особняка находятся просторные веранды, которые прилегают к полукруглой пристройке.
В советское время тут был детский сад, потом общежитие. С 1991 по 2009 год особняк реставрировали, чтобы открыть Государственную библиотеку для молодежи. А сейчас здесь расположился культурный центр, где проходят лекции, кинопоказы, выставки и концерты.
ул. Остоженка, 21, стр. 1
Еще один дом, который построил Кекушев (в 1902 году), но уже для своей семьи. Он напоминает замок: слева находится башня с пиком, справа — римская колонна, а на крыше — скульптура льва. На первом этаже были гостиная и кабинет, а наверху — спальни. Кстати, по мнению искусствоведов, именно в этом доме жила главная героиня «Мастера и Маргариты».
Кекушев пробыл в особняке недолго — через три года после постройки он развелся с женой и переехал. А она продала здание государству. Долгое время здесь находилось египетское посольство. В 2014–2018 году особняк восстанавливали — проект его реконструкции победил в конкурсе «Московская реставрация». Удалось полностью воссоздать экстерьер дома (как было в проекте Кекушева), включая черепицу на крыше, рельеф на фасаде и бронзовую статую льва.
Театральный пр., 2
Metropol-moscow.ru
Самое большое московское здание в стиле модерн. Его строительство длилось шесть лет — им занимались 13 архитекторов, четыре художника и один скульптор. На фасаде сделали мозаики, керамические панно и майолику (декор обожженной глиной). А на одной из внешних стен поместили цитату Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему».
В советское время здание стало административным. Тогда на фасаде написали еще одну фразу: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала». Сейчас тут «Метрополь» — престижный пятизвездочный отель.
ул. 3-я Рыбинская, 22, стр. 4
Mos.ru
Дом построили для гамбургского предпринимателя Иоганна Динга. Он открыл в России одну из первых макаронных фабрик, а затем производство шоколада. Стиль дома сочетает модерн и готику: угловая башня с острым пиком, резные балконы и крыша, арочные окна и декор из керамических венков.
В 1914 году Динг уехал в Германию, а дом и производство выкупил российский предприниматель. После революции особняк также стал государственным, а с начала 2000-х он жилой.
02 октября, 2023