Октябрь оказался богат на кинопремьеры. Попросили кинокритика Егора Москвитина назвать главные фильмы и сериалы первых двух недель месяца. В списке ниже оказались российско-французская драма о чеченских девушках, триллер о загадочной смерти мужа писательницы и документалка про Алексея Балабанова.
В кино с 5 октября
Global Film
Это один из самых крутых фильмов фестиваля в Торонто, а тот, в свою очередь, один из самых крутых фестивалей на свете. Режиссер — Крэйг Гиллепси, автор таких смешных и в то же время драматичных историй, как «Тоня против всех» и «Круэлла». А в главной роли — замечательный актер Пол Дано. Сам по себе фильм — что-то вроде Уолл-Стрит в эпоху блогеров. Причем история основана на реальных событиях. Дано играет финансиста, который с помощью котиков и ютуба помогает простым американцам разбогатеть. За ним стоит армия медсестер, уборщиков, студентов и работяг. А против него — Уолл-Стрит и само государство.
В кино с 12 октября
Кинокомпания «Пионер»
Нашумевший дебют Малики Мусаевой, ученицы Александра Сокурова. Сперва фильм показали на Берлинском фестивале, затем в России на «Духе огня» и на новом фестивале «Пример интонации». И всюду были восторги. Потому что кино — настоящая живопись, святая деревенская пастораль, напоминающая и американские фильмы Терренса Малика вроде «Дней жатвы», и американские картины Эндрю Уайета вроде «Мира Кристины». Только место действия в этот раз — не американский средний запад, а российский Северный Кавказ, где в чеченском селе живут и взрослеют 17-летние девочки Яха и Мадина. Каждая из них — птица, которая ищет свободы. А клетка тем временем ищет птицу.
Грустная и красивая история о взрослении, принятии себя и неприятии судьбы. Деликатная режиссура, удивительные актерские дебюты и совершенно магическая работа с пространством. Героиням не сострадают близкие люди, но сострадает сама природа — каждый листик, зверек и ветерок.
В кино с 12 октября
Kinologistika
Этот фильм не имеет никакого отношения к одноименному сериалу, его название — исключительно маркетинговая хитрость неутомимых российских прокатчиков. Но это тоже история о Папе Римском и тоже со звездами. В главной роли – мастер психологических трансформаций и самобичевания в кадре — Шая Лабаф. А режиссер — живой итальянский классик Абель Феррара, который уже полвека существует в режиме страстотерпца. Почти все его фильмы — о силе божественной веры и слабости человеческой плоти, об устремлениях вверх и о зуде внизу.
В этот раз речь и вовсе идет о житие святого. Главный герой — сельский священник отец Пий. После Первой мировой войны на руках у него появились кровоточащие стигматы. Но в Ватикане подумали, что священник — авантюрист, и ему почти десять лет пришлось доказывать свою связь с Богом. Как и «Теорема Зеро» Терри Гиллиама, этот фильм о том, что Бог, если его очень долго звать, может взять да и ответить.
В кино с 19 октября
Про:взгляд
Картина, по которой будут судить о том, каким был этот год в кино. Точно так же, как о нашем времени судили по «Треугольнику печали», а до него — по «Титану» и «Паразитам». Потому что французская «Анатомия падения» к удивлению многих в этом году стала победителем фестиваля в Каннах.
Сюжет такой: во французских Альпах гибнет муж известной писательницы. Женщину обвиняют в убийстве и начинается долгий судебный процесс. Фильм напоминает пьесу, время от времени превращающуюся в моноспектакль потрясающей немецкой актрисы Сандры Хюллер. Как в недавней ленте «Мое преступление» Франуса Озона (где девушку тоже судили за убийство мужчины) предмет исследования понятен — гендерные отношения в современном мире и невозможность установить правду в эпоху постправды.
С 13 октября на «Apple TV+»
Apple TV
Новый вдохновляющий сериал в духе «Удивительной миссис Мэйзел» и «Джулии». В первом, если помните, домохозяйка из 50-х становилась стендап-комикессой, освобождалась от патриархального и религиозного давления и обнаруживала в себе столько юмора, отваги и свободы, что начинала кружиться голова. Причем и у нас, и у нее. А во втором сериале речь шла о легендарной Джулии Чайлд, которая придумала не просто кулинарное шоу, а превратила кухню в церковь, сделав миллионы американских женщин прихожанками своего храма.
В «Уроках химии» история примерно та же. 60-е годы, время тотальной дискриминации по половому признаку. Юная американка мечтает работать ученым, но получает отказ за отказом. Зато ей предлагают работу на кулинарном шоу. И внезапно она начинает использовать телевизионный эфир как трибуну для распространения подрывных идей и запуска непредсказуемых химических реакций. Играет эту бунтарку блистательная, но чересчур серьезная в последние годы Бри Ларсон, актриса с Оскаром и твердой гражданской позицией. Так что сериал, несмотря на забавную и воодушевляющую историю, подчас кажется чересчур назидательным. Но возможно, это все потому, что нам действительно есть чему поучиться.
В кино с 5 октября
AVK'PRO
Один из многих документальных фильмов последних лет о великом режиссере. Частоту таких премьер легко объяснить: недавно исполнилось 25 лет первому «Брату» (фильм вышел 12 декабря 1977 года), 20 лет со дня гибели Сергея Бодрова (актер погиб 20 сентября 2002 года) и 15 лет с премьеры тяжелейшего и злободневнейшего «Груза-200» (фильм вышел 14 июня 2007 года). Поэтому современные кинематографисты ищут у Балабанова и Бодрова ответов, утешения, поддержки и индульгенции.
У «Послесловия» есть мощное преимущество. Фильм представляет собой последнее большое видеоинтервью Балабанова — поэтому мы можем видеть, как он говорит и молчит, где он живет и работает, как меняется его лицо во время вопросов, что заставляет его смеяться. И поскольку сегодня Балабанова присваивают себе то одни, то другие, перетягивая гения как канат, то очень важно послушать и посмотреть самого Балабанова. Фильм, при всех своих телевизионных недостатках, такую возможность дает.
Фото: apple.com
Читайте также
19 октября, 2023