Среди людей непосвященных считается, что яхты – хобби очень дорогое и точно не подходящее для наших широт. Однако энтузиастов этого вида спорта в «порту пяти морей» становится все больше. Поговорили с представителями яхт-клубов и участниками регат, почему лодка больше не роскошь, по каким словечкам узнают своих, как справиться с морской болезнью и где в столице получить права на управление плавсредством.
Самый распространенный стереотип: яхтинг – это очень дорого. По факту 7-дневное путешествие на яхте компанией из восьми человек обойдется дешевле, чем неделя в турецком отеле. Плюс, если вы под парусом, то и топливо не расходуется. «Все, что мы мельком видим про яхты в новостях и фильмах, неразрывно связано с роскошью. Но это никак не определяет сути парусного спорта и затрат на яхтинг. Вы можете спокойно участвовать в любительских регатах летом в Москве, без лишних затрат на профессиональную экипировку и перелетов на дорогие курорты», – говорит Елена Фирсова, представитель компании PROyachting.
По ее словам, Москва сейчас предлагает самые комфортные условия для любителей парусного спорта. Заниматься им можно в пределах МКАД, в 10 минутах ходьбы от метро «Водный стадион» на современных яхтах. То есть тренироваться хоть перед работой, а вечером с друзьями поучаствовать в любительских гонках. Например, в клубе «Навигатор» есть бесплатная детская парусная школа и занятия для взрослых на арендованной яхте от 1000 рублей в час.
В общем, если осваивать яхтинг достаточно активно, то по затратам он сопоставим с горными лыжами и сноубордом. Если в более спокойном режиме – с абонементом в фитнес-клуб. Верхняя финансовая планка зависит только от ваших желаний и возможностей.
Дорого ли содержать свою лодку? Зависит от яхты и интенсивности эксплуатации. Кто-то спускает резиновый РИБ (от английского RIB – rigid inflatable boat, жестко-надувная лодка) пару раз в году, а остальное время лодка пылится в гараже. Другие содержат 60-футовый катамаран на Лазурном берегу с постоянным экипажем на борту. Но в целом арифметика такая: считается нормальным тратить на содержание яхты в год 10% ее стоимости.
Что касается аренды, здесь два варианта: напрямую у владельца или чартер через агентство. Несмотря на то, что первый вариант дешевле, бывалые советуют второй: составляется договор, и в случае мелкой поломки или других проблем (например, владельцу может не понравиться, что вы что-нибудь переложили из каюты на палубу и наоборот) есть хоть какая-то защита.
Лучше всего планировать отпуск на яхте не в сезон: в апреле–мае или сентябре–октябре, когда цены низкие, а погода уже (еще) позволяет. Стоимость аренды зависит от размера лодки, ее возраста, региона аренды и опять-таки сезона. Расклад для Средиземного моря приблизительно такой: за 700 евро в неделю можно взять в низкий сезон 3-каютную парусную яхту; чартер комфортабельной 15-метровой яхты в июне-сентябре обойдется в 2 500 евро, 20-метровая роскошная красавица может стать вашей за 10 000 евро в неделю. К стоимости аренды нужно прибавить услуги шкипера, если вы сами не умеете водить – 1000 евро в неделю. А также швартовку в портах: в Греции – 20-40 евро за ночь, в Италии – 100 евро. В «мажорных» местах типа Капри или Ибицы доходит до 400 евро за ночь.
Самый простой способ – смотреть на горизонт, он поможет, если вас слегка укачало. Самый действенный – занять голову и руки любой работой на яхте (кстати, самое неукачиваемое место – за штурвалом). Самый странный – заклеить пупок скотчем.
Со временем вестибулярный аппарат натренируется, и морская болезнь будет приходить все реже. Хотя, конечно, все зависит от погоды – если море штормит, то укачать может даже бывалых яхтсменов. Есть, кстати, два вида качки: бортовая, когда судно, как маятник, качается с одного бока на другой, и килевая, когда попеременно поднимаются то нос, то корма. Определите, какой качке вы подвержены, и в зависимости от этого поменяйте положение на яхте: при бортовой лучше спуститься вниз, при килевой – занять центр палубы.
Впрочем, если вы планируете заниматься яхтингом в Москве, с морской болезнью вы не столкнетесь: здесь очень ровные и комфортные условия для обучения и тренировок.
Получение яхтенных прав устроено так же, как автошкола: теория, практика, экзамен. В столице можно получить права по стандартам Всероссийской федерации парусного спорта. У них есть ряд ограничений, поэтому, если ваш план – путешествовать по всему миру, лучше сразу нацелиться на права международного образца, например, International Yacht Training (IYT). Теорию на IYT можно учить и сдавать в Москве, а на практику необходимо выехать за границу. Чаще всего предлагают Средиземное море. PROyachting, например, проводят практику в Черногории и Испании. Другое популярное направление для обучения – Турция. Во-первых, это страны с развитой яхтенной инфраструктурой, там есть, где пройти необходимые для получения прав морские мили. Во-вторых, так как это популярные туристические направления, всегда можно найти недорогие авиабилеты.
Многие считают, что на лодке скучно, но это не так. Каждый день ты оказываешься в новом месте, меняется «картинка» перед глазами, и приключений хватает.
Путешествие под парусом можно объединить с гастрономическими и эногастрономическими активностями, с фитнесом, йогой, тантрой, психологическими практиками, бизнес-семинарами. «Есть серьезные регаты, где экипаж 24 часа в день борется со стихией, а есть любительские – четыре часа идешь по маршруту, приходишь в новый порт и открываешь бутылочку. Этакие алкорегаты, пьянки под парусами», – рассказывает Татьяна Белышева.
Парусный клуб «Навигатор», который объединяет более 2,5 тысяч человек, предлагает регулярные гастрономические регаты по Италии для начинающих яхтсменов, тематические флотилии по Скандинавии, регаты на монотипных яхтах в Хорватии. В этом году, по словам его главы Олега Гусева, открывают новое экзотическое направление: архипелаг Анамбас в Индонезии.
«Есть регионы, например, в Средиземном море, которые идеально подходят для круизов с аперолем. Но нам также интересны другие места, где «трушный» яхтинг – океанские переходы, перегоны Германия-Норвегия, Шотландия, Фарреры, Ирландия и Исландия. Там непросто ходить на лодке, непредсказуемая качка, плюс довольно сложно найти яхту в чартер. Но природа фантастическая: стаи рыб, вода невероятного цвета – кажется, будто плаваешь в каком-то бульоне», – говорит Анна Лощилова из «Силы ветра».
По ее словам, осваивать ту же Норвегию на лодке намного дешевле, чем путешествовать на машине и жить в гостиницах. Знаменитые фьорды можно увидеть с воды, не пересекаясь с толпами туристов и не переживая за расписание поездов или автобусов и бронь отелей.
Зимой команда «Силы ветра» собирается в теплых морях – например, Таиланде.
Яхтсмены не любят говорить слово «последний», только крайний, никогда не «плавают» и не «катаются» на яхтах, только ходят. Но вот само плавсредство, кстати, могут называть как яхтой, так и лодкой в зависимости от настроения, это как раз не самый принципиальный момент. А еще бывалые яхтсмены отличают геннакер от спинакера, уступают подветренному и, когда их «посылают на буй», не обижаются.
11 августа, 2019