От шекспировской трагедии до сказок Евгения Шварца — такая амплитуда у столичных режиссеров. Кто-то готов напрямую говорить со зрителем о сегодняшнем дне, кто-то прячется за элегантными остротами советских классиков, ну а кто-то выворачивает знаменитые произведения наизнанку, потому что считает автора одним из первых панков — и все это, как минимум, красиво.
Театр Наций
22-24 ноября, 11-12 декабря
На Уильяма нашего Шекспира замахнулась Лиза Бондарь. Ученица худрука «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана уже давно ставит не только музыкальные, но и драматические спектакли, в которых звучание текста все равно подчинено жесткой партитуре. Ее «Макбет» — темная баллада о том, что происходит в сознании человека, вернувшегося с войны. Текст классика перекроен, в пространство малой сцены вписан неуютный мир, состоящий из металлолома, а звуки, сливающиеся в музыку, издают самые, казалось бы, неподходящие предметы. Смотреть и слушать это больно, но именно такого эффекта добивалась режиссер. И непонятно, в соратники или в заложники к Бондарь попал блестящий актерский ансамбль во главе с Дмитрием Гизбрехтом и Марией Смольниковой.
МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко
24, 25, 26 ноября
stanmus.ru
Более десяти лет вынашивал идею этого балета Максим Севагин, 26-летний худрук балетной труппы МАМТ. По его словам, «сказка Андерсена — невероятно благодатный материал: большое количество ярких персонажей, мотивы христианской философии, темы дороги, развития, трансформации и преображения на пути к совершенству». Либретто хореограф написал сам, в музыкальной части на помощь ему пришел Петр Ильич Чайковский, написавший в свое время не только хит всех времен и народов «Щелкунчик», но и массу симфонической музыки. Фрагменты из Четвертой, Пятой и Шестой симфоний как раз-таки и легли в основу балета Севагина. Набралось на два с лишним часа, задействована в постановке практически вся балетная труппа. Что? Да, худрук так может.
МХТ им. Чехова
1, 2, 15 декабря
фото Юлия Витрук/mxat.ru
Хочется пошутить, что больше, чем «Маскарад с закрытыми глазами», но на вкус и цвет товарищей нет. Кому-то и Петр Шерешевский, и Юрий Муравицкий одинаково «дикие звери», постоянно переиначивающие классику. В случае с «Как вам это полюбится?»режиссер обещает, что «это будет похоже на то, как будто Sex Pistols играют Шекспира, причём на сцене театра «Глобус»». Концепт понятен? Муравицкий вообще считает классика мировой драматургии «абсолютным панком» и уповает на кипучую энергию мхатовской молодежи, которая должна отринуть «театр переживания» и окунуться с головой в «театр представления». Справились не все, но Муравицкий не унывает. Его веселая театральная религия учит, что успех неизбежен, надо только приложить усилия.
Театр на Бронной
15, 16, 21, 28 декабря
Раньше римейками своих же спектаклей баловался лишь Владимир Машков. Ну и у Дмитрия Астрахана наблюдалась неожиданная фиксация на пьесе «Леди на день», которую он ставил больше пяти раз. Теперь вот не нужно будет ехать в БДТ им. Г. А. Товстоногова, чтобы посмотреть богомоловскую «Славу». Постановка по пьесе советского драматурга Виктора Гусева появится и в Театре на Бронной. В своем театре Богомолов добавил к названию слово «Молодость», потому что никакой Нины Усатовой у него в труппе нет и не предвидится — бабу ягу решено растить в собственном коллективе, да и вообще большинство ролей должны будут играть молодые артисты. В целом это даже не выглядит отталкивающе, но будет ли внук драматурга, известный комментатор Виктор Гусев в таком же восторге от премьеры, как 4 года назад в БДТ?
Театр им. Евг. Вахтангова
3, 4, 10, 23, 29 декабря
vakhtangov.ru
Режиссёр Иван Поповски рискнул взяться за знаменитую пьесу Евгения Шварца. Надеяться, что спектакль не будут сравнивать со знаменитым телефильмом Марка Захарова, не приходится. Но Иван настолько уверен в себе, что его постановку позиционируют как первую премьеру на основной сцене прославленного театра в его 103-й сезон. Впрочем, в соавторстве с блестящей художницей Марией Трегубовой можно пускаться в любые авантюры. Эта хрупкая женщина способна придумывать грандиозные сказочные миры, от которых захватывает дух и бегают по спине мурашки. А Леонид Бичевин, Евгений Князев и Юлия Рутберг при хорошем драматургическом материале способны достичь впечатляющих актерских высот. Помимо этого спектакле звучит музыка недавно ушедшего от нас Геннадия Гладкова, а это как-никак безусловный знак качества.
Сцена на Сретенке Театра им. Маяковского
16, 17, 31 декабря
Снова Шварц, но на этот раз переписанный Сергеем Урсуляком. Тут тебе и «Голый король», и «Дракон», и «Тень», и даже малоизвестный киносценарий «Каин 18», написаный классиком советской драматургии вместе Николаем Эрдманом. Для дебюта на театральной сцене Сергей Васильевич выбрал шутливый жанр – «дуракаваляние со смыслом». Звучит немного провинциально, но Урсуляк и не ориентируется на столичных снобов. «Сразу предупредим: это точно не модное искусство, представителем коего я никогда не являлся. Это постановка ретрограда, и мы ждём «незакривленного» зрителя, открытого к эмоциям и лёгкому восприятию театра», — выкладывает все карты на стол режиссер. В отличие от кино, за звездами в Другой сказке» он не гнался, работал с крепкими профессионалами. Говорят, выходит настолько симпатично, что в филиале на Сретенке можно даже и предновогодний вечер скоротать.
Автор: Максим Андриянов
15 ноября, 2023