«Мам, привет»: пронзительный спектакль об отношениях взрослых детей с матерями

С 21 по 25 августа в НОМе будут показывать проект «Мам, привет» - спектакль-инсталляцию, или интерактивную выставку об отношениях взрослых детей с матерями. Здесь нет актеров, но есть особое пространство и голоса реальных людей, располагающие к размышлению. Попросили режиссера проекта Вику Привалову рассказать об идее, а первых зрителей и театрального критика Антона Хитрова – поделиться впечатлениями.

Вика Привалова, режиссер

«Мам, привет»: пронзительный спектакль об отношениях взрослых детей с матерями

Фото: личный архив

HOM

переулок Чернышевского, 4, строение 1

Идея возникла года два назад – мне было интересно сделать спектакль на тему взаимоотношений с родителями и конкретно – с матерями. Как и в случае с моим спектаклем «Совместные переживания» (он посвящен первой любви и идет в Центре имени Мейерхольда. – Прим. ред.), мне было важно поднять эту тему, очень деликатно поговорить о ней и дать возможность зрителю самому что-то для себя извлечь, без четкого нарратива. Аккуратно взять человеческие истории и с их помощью расположить зрителя к разговору с самим собой либо с тем, с кем он пришел.

Я искала для спектакля подходящую форму, и мне показалось, что классическая постановка с актерами на сцене создаст дистанцию между зрителями и темой. Самым важным было создать пространство – зону комфорта, в которой можно познакомиться с другими людьми, их переживаниями и узнать себя в чужих, казалось бы, историях.

Разумеется, для меня это все очень личное. И в спектакле мой рассказ тоже есть. Собственно, весь спектакль – это калейдоскоп документальных историй, настоящих, личных и очень откровенных. У нас есть хештег #мам_привет, по которому люди выкладывают фотографии со своими мамами и свои впечатления или воспоминания. Самое ценное для меня – искренность тех переживаний, которыми они делятся.

Спектакль независимый и полностью сделан силами моей небольшой команды. В моих планах показывать его каждый месяц по несколько дней. Мы получили предложения от Центра Artplay и дизайн-завода «Флакон» поставить его на больший срок как выставку, но пока это в стадии переговоров.


«Мам, привет»: пронзительный спектакль об отношениях взрослых детей с матерями
Антон Хитров
театральный критик
Мы в России привыкли, что главный инструмент документального театра – текст. Самый популярный формат нон-фикшн спектакля у нас – это вербатим, когда актеры берут интервью у героев, а потом произносят их монологи со сцены. Но вообще-то инструменты современного доктеатра гораздо шире – что и показывает спектакль «Мам, привет». Зрители не только слушают аудио с монологами героев – они разглядывают и трогают вещи, слушают запахи, чувствуют вкусы. Перед нами не просто сборник историй, а большой, детально проработанный мир. Маршрут по этому миру вы выбираете сами: проект организован как выставка, а не как привычный спектакль с началом, серединой и концом.

У Вики Приваловой получилась не только изобретательная, но и максимально честная работа об отношениях российских миллениалов с их мамами, которые росли в СССР и часто не представляли себе никаких методов воспитания, кроме советских. Для меня это одно из самых интересных событий московского театрального сезона. Важно, что это независимый проект, который вышел за пределами государственных репертуарных площадок. Думаю, все самое интересное в ближайшие годы будет происходить именно на территории независимого театра.


text text text1 из 7
«Мам, привет»: пронзительный спектакль об отношениях взрослых детей с матерями
Александра Золотарева
Зритель
Общее впечатление – пронзительный текст, все это очень понятно. И терапевтично. Я тут же порекомендовала всем ближайшим друзьям и знакомому семейному психологу туда сходить. Спектакль оказался близким мне не только как дочке, но и как маме. Особенно все эти обещания – со своими детьми я никогда не... Или, наоборот, я постараюсь... Вроде и согласна, но есть и сарказм, и грусть. Конечно, очень важно помнить детство, чтобы растить своих детей иначе – чтобы в их жизни было больше любви и меньше боли.

«Мам, привет»: пронзительный спектакль об отношениях взрослых детей с матерями
Наталья Носова
Зритель
Пока смотрела, слушала, ходила, сидела и даже лежала в пространстве спектакля, ловила себя на мысли: как многое понятно, хотя лично мной как дочерью и не испытано. Зато я выслушивала от сына подобное. Тема тут одна – непонимание между ребенком и мамой. И как результат материнского непонимания – оставшиеся в памяти, в душе, в сердце воспоминания-раны. Было странно слышать истории о физическом насилии (избиении), которое ребенок впоследствии простил. Понравились все откровения, которыми поделились герои, – некоторые очень узнаваемы, и это очередной укор самой себе. Особенно тронули сюжеты «Клоун» и «Парик», а еще песня Земфиры «Здравствуй, мама, плохие новости», которую, как и задумано режиссером, я прослушала в полном одиночестве в закрытом шкафу.

Бродить по пространству можно в любом порядке, но мой путь начался у холодильника, на который я наклеила два своих послания в адрес сына и моей покойной мамы, обливаясь при этом слезами. Хорошо бы создать что-то подобное по форме, но с другим содержанием – вроде «Привет, сын/дочь!», дав возможность высказаться мамам (а может, и папам?).


21–25 августа с 16:00 до 21:00, билеты доступны здесь
Следить за проектом, узнавать даты следующих показов и оставлять свои истории можно на странице Facebook

13 августа