Настоящие геймеры, которые сидят в красно-черных креслах перед светящимися клавиатурами, никогда не согласятся с тем, что на смартфонах есть крутые игры. А уж если им сказать, что некоторые мобильные — тоже искусство, — и вовсе засмеют. На самом деле это правда: платформа не делает игры лучше или хуже, а современные телефоны за счет тачскринов, компактного экрана и камер могут расширить привычный игровой опыт, который для многих ограничился рамками 4K-телевизоров и диваном. Участвовать в таких спорах — дело неблагодарное, так что вот пять универсальных аргументов, почему мобильные игры — это искусство.
Что будет, если взять популярные старые игровые серии, полностью изменить жанр, перенести на мобильную платформу, но оставить узнаваемую эстетику и фишки? Как показывает эксперимент в трех частях от канадской студии Square Enix Montreal, иногда может получиться не вытягивание денег из фанатов франшизы, а достойные игры.
Удивительное дело, но Lara Croft GO играется почти так же, как и любая другая игра про расхитительницу гробниц. Вы решаете загадки, будучи на волосок от смерти, уворачиваетесь от смертельно опасных врагов, делаете красивые, но ненужные акробатические кульбиты, когда взбираетесь на уступы, и в конце… ну, расхищаете гробницу! Только происходит это все в пошаговом режиме под расслабляющую музыку и на фоне минималистичных, но выразительных уровней.
Hitman GO и Deus Ex GO тоже хороши. В первой вы планируете убийство — также, в пошаговом режиме, — переодеваетесь, крадетесь, собираете чемоданчики и используете снайперскую винтовку. А во второй — взламываете сеть злой корпорации, уворачиваясь от пуль и дубинок наемников.
Однако именно Lara Croft GO — это в каком-то смысле квинтэссенция заглавной франшизы и чуть ли не лучшая игра серии про Лару. В общем, можно любить игры про расхитительницу гробниц со всеми условностями и минусами, но в GO нет ненужной стрельбы, беготни, крови, страданий и натужного сюжета уровня боевиков категории B. Только загадки и сумасшедший стиль.
Если в играх превыше всего вы цените историю, то Old Man's Journey — одна из лучших. Она легко погружает в свой уютный маленький мир в мобильном формате: это приключение на пару часов, которое собрало награды разом и на Apple Design Awards в 2017 году, и на Google Indie Games Contest в 2018.
Геймплей игры идеально подходит для тачскрина: чтобы старик мог двигаться дальше по своему пути, вам нужно изменять ландшафт, вытягивая или приглаживая холмики пальцем. Загадки не очень сложные, но отлично разбавляют историю и не дают заскучать.
Это история про разбитые мечты, былую любовь и драгоценные моменты, в общем, наверное, про то, о чем думают старики. Большое преимущество Old Man's Journey — что игра рассказывает ее без единого слова, исключительно через образы. Так что вам не придется обязательно играть в наушниках или щуриться на субтитры.
Без обязательного упоминания Monument Valley не обходится ни один спор на тему «Искусство ли мобильные игры или просто способ заработать денег на невзыскательных геймерах?». И вполне заслуженно: Monument Valley — это монументальное достижение мобильных игр.
Это гибрид на стыке геометрии невозможных картин Маурица Эшера и палитры музыкальных клипов Ники Минаж. Все приправлено абстрактной историей про украденную геометрию и проклятие, а во второй части — про родительство, разлуку и взросление.
Да, про Ники Минаж — не шутка. А другие источники вдохновения можно посмотреть в отдельной статье, это очень красиво.
Но к черту историю! Сила Monument Valley как раз в отрицании привычной логики и при этом интуитивной понятности, вам просто нужно провести персонажа из точки А в точку Б, нажимая на экран, а еще можно поворачивать карту уровня и, конечно, делать стильные скриншоты. И не важно, что у всех игра одинаковая, Monument Valley — это услада для глаз, каждый момент в которой хочется сохранять и делиться с подписчиками в соцсетях.
Еще один абстрактный, но жутко красивый пазл, который лучше всего раскрывается на малом экране. В случае с Gorogoa, пожалуй, слишком абстрактный, ведь после игры вы, вполне возможно, будете чесать затылок: «Что это было?»
Gorogoa — притча о мальчике, который исследует свою духовность на фоне событий прошлого века (от мира до войны и послевоенного восстановления), и как уже старик рефлексирует над прожитым. Это авторский проект одного человека — Джейсон Робертс сам и написал код игры, и нарисовал прекрасные иллюстрации.
С точки зрения механики, вся игра — это интерактивный четырехпанельный комикс. Игрок может переставлять панели, приближать или отдалять картинки или их части, перекладывать объекты с одной картинки на другую и так далее. Это выглядит как детская забава, на поверку оказывается очень глубоким дзен-приключением с десятком ярких образов и смыслов.
Возможно, это не самый очевидный кандидат сразу по нескольким причинам. Хотя бы потому, что это игра по сверхизвестной франшизе, которая в России скорее ассоциируется с молодыми людьми, не желающими взрослеть (как будто это что-то плохое). Кроме того, кажется, что хайп по игре прожил немного и спал задолго до того, как мы стали употреблять это слово — «хайп» — для описания малейшего всплеска популярности (но нет, игра все еще жива и развивается).
А помните, как все начиналось? Огромная волна, которая разом захлестнула весь мир несмотря на то, что в некоторых странах (в частности и у нас) игра официально запустилась только несколько лет спустя. Власти Китая поторопились запретить игру, американские СМИ находили русский след в ней, так как через нее русские тролли пытались влиять на выборы президента США.
Ну, вспомнили? Но за всем этим наносным инфошумом, попами, политиками и журналистами, скрывалась действительно интересная, уникальная игра. Niantic, компания-разработчик, уже выпускала почти такую же игру раньше — Ingress. В ней тоже нужно было ходить по городу по местным достопримечательностям, захватывать зоны и получать очки, но она не взлетела. Думаю, потому что всю концепцию там словно бы программисты объясняли программистам: дополненная реальность! спутниковая локация! геокэшинг! Но стоило ту же концепцию обернуть в понятный даже ребёнку мир покемонов, как она заиграла новыми красками.
В общем, у вас есть устройство (смартфон), которое позволяет видеть тех самых карманных монстров. Вы их можете находить на природе и в городе, ловить, тренировать, а также захватывать достопримечательности, соревнуясь со своими соседями. Уникальность игры в том, что она одинаково наполнена событиями и интересна в любом городе: я, например, пробовал играть в нее и в регионах, и вокруг моего дома было немало небольших объектов, вроде советской мозаики на пятиэтажной панельке, которые тоже были отмечены как достопримечательности, и да, у них водились покемоны.
Пять лет спустя, игра все еще в отличной форме, и для нее вышло много обновлений. А когда-то вскоре должна выйти похожая игра от того же разработчика, но уже про мир «Ведьмака». Конечно, теперь технологии дополненной реальности вызывают зевок даже у самой консервативной части общества, но Pokemon Go от этого не перестает быть искусством — первой и, по сути, единственной игрой, которая смогла сделать камеру смартфона и AR-технологии понятными и веселыми для миллионов игроков.
Текст: Сергей Уланкин
17 апреля, 2021