«Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма: 5 ярких работ с выставки

«Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма: 5 ярких работ с выставки

До 22 января в Музее русского импрессионизма открыта выставка «Александр Савинов. Миражи». Масштабные картины-панно, похожие на средневековые гобелены, насыщенные итальянские сюжеты погружают в мир гармонии и покоя: не зря современники называли художника «умиротворенным Врубелем». Вместе с музеем выбрали пять историй из жизни Александра Савинова.

Берег Волги

1903. Государственная Третьяковская галерея

«Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма: 5 ярких работ с выставки

Родной Саратов всегда был для Александра Савинова источником силы, энергии и вдохновения. Первой мастерской художника стал семейный сад, который спускался прямо к Волге. Именно здесь он делал свои первые зарисовки. Речные пейзажи с купающимися лошадьми, лодками и пароходами на пристани, этюды с играющими у реки детьми стали отправной точкой в формировании Савинова как художника.


Латинский квартал. Париж

1907. Собрание Ирины Огановой, Санкт-Петербург

«Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма: 5 ярких работ с выставки

В 1906 году Александр Савинов на вырученные от продажи картин средства впервые отправился за границу. Несколько месяцев художник провел в Париже, где по совету своих товарищей посещал легендарные галереи с работами Сезанна, Ван Гога, Ренуара и других ярких художников начала XX века. Стоит отметить, что современные французские художники не впечатлили Савинова, в письмах он вскользь упоминает Моне, Мане и «некоего Редона». Кроме того, Савинов учился в частной Академии Коларосси, довольно популярной среди русских мастеров. В это время художник в основном работал углем, маслом же писал мало. Картина «Латинский квартал. Париж» — редкий пример живописи парижского периода. Именно в этом районе находилась Академия Коларосси. Возможно, в одном из изображенных домов жил и сам художник.


Белый мул на фоне моря

1909. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург

«Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма: 5 ярких работ с выставки

Несмотря на то что многие молодые художники стремились попасть в Париж, Александр Савинов грезил Италией, с искусством которой был знаком по лекциям и книгам. В 1909 году его мечта осуществилась: он отправился в пенсионерскую командировку, где и написал эту картину. Художник так описывал свою работу над ней: «Задумал большой женский портрет: на фоне моря среди белых круглых камней, под белым зонтом женщина в светлом платье за работой над этюдом с белого мула, но успел написать только этюд животного, поняв, что оставаться доле, ничего по существу не повидав, значило бы ограничиться принесением своей мастерской за пределы России и не использовать разумно командировку».


Девушка-итальянка (Анна Проетти). Этюд для картины «Весна в Кампанье»

1910. Государственный Русский музей

«Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма: 5 ярких работ с выставки

Во время пенсионерской поездки Савинов посещает множество итальянских городов — Рим, Неаполь, Флоренцию и другие. В это время художник создает большое количество этюдов со сценами из повседневной жизни итальянцев. Савинов пишет «Девушку-итальянку» в колоритном национальном костюме. Этюд Анны Проетти был создан для монументальной работы «Весна в Кампанье», однако эта картина так и не была реализована.


В парке культуры

1938–1942. Частное собрание, Санкт-Петербург

«Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма: 5 ярких работ с выставки

«В парке культуры» — одна из последних картин Савинова. Художник работал над ней более трех лет: с 1938 года до самой смерти в блокадном Ленинграде в 1942-м. Это произведение — яркая иллюстрация авторского стиля Савинова. Многоплановая композиция состоит из множества отдельных сценок — излюбленный прием художника.

Фото: предоставлено пресс-службой

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости