С 21 по 27 октября в центре дизайна Artplay проходит II Международная биеннале современного искусства Кавказа «Спустившиеся с гор». Рассказываем, почему стоит сходить на выставку.
Вас ждет более 500 произведений — от классической живописи и скульптуры до стрит-арта, NFT и мусульманского искусства. Проект собрал почти 200 участников из всех республик Северного Кавказа, а также других стран, в том числе Англии, Франции, Германии, Бельгии, Израиля, Китая, Турции и Иордании. Можно будет увидеть работы известного карачаевского каллиграфиста Артура Мижева, перформанс Тимура Мусаева-Кагана — одного из пионеров этого жанра в Дагестане, ковры абхазской художницы Дианы Воуба, а также работы Зака Кахадо и Джабаха Кахадо.
Андрей Калугин. Жизнь. Дербент. 2020
Стрит-арт сегодня, пожалуй, самый демократичный и честный вид современного искусства. Интересно, что именно это направление имеет большую популярность в Кавказском регионе. Кураторы биеннале решили продемонстрировать яркие и смелые произведения плеяды молодых стрит-арт-художников оттуда. На выставке будет представлен весь спектр уличного искусства: от небольших стикеров молодой абазинской художницы Дианы Жировой с персонажами, которые населяют улицы в разных уголках нашей страны, до огромных муралов на зданиях дагестанского автора Андрея Калугина.
Магомед Аюбов. О чем молчат чеченцы. 2022
Дуэт Others (Зайнаб Сайдулаева и Зухат Асекова) работает с простым неймингом и мимикрирует под уличную рекламу. Молодой чеченский художник Магомед Аюбов создает масштабные работы с гигантскими лозунгами. Его работа, представленная на биеннале, гласит: «О чем молчат чеченцы». Художник пытается понять, к чему привела ковидная изоляция, эпоха социальных сетей и нормы патриархального общества. Руслан Магомедов продолжает архитектурные кавказские традиции и создает рельефы с кораническими надписями на фасадах горских мечетей и жилищ, украшает современный городской ландшафт каллиграффити.
Ковер — это не только ироничный элемент советского быта, но и древний символ кавказской культуры. Участники биеннале успешно опровергают утверждение о том, что ковровое искусство осталось в далеком прошлом. Так, молодая дагестанская художница Марият Абдулхамидова представляет инсталляцию, посвященную бабушкиному ковру как архетипу нашего детства. Арт-объект Аслана Оразаева, художника и скульптора из Нальчика, — это переплетение двух материалов, жесткого металла и мягкого ковра. Вместе они создают необычную фактуру и контраст.
Диана Воуба. Гобелен
Абхазская художница Диана Воуба создала инсталляцию «Алфавитяне», где абстрактные фигуры Малевича соединились с причудливыми образами из традиционного ковроплетения. Работа молодой художницы из Нальчика Елены Романовской исследует функцию ковра как магического предмета. Автор проводит интересную аналогию между рисунком ковра интерфейсом мобильного телефона. У нее цифры и иконки приложений начинают играть роль нового оберега личного пространства.
Поэзия лежит в сердце всей восточной культуры, и Кавказ не исключение, поэтому важная часть биеннале отведена современной поэзии. О чем пишут молодые продолжатели Расула Гамзатова? В рамках биеннале пройдут выступления Лианы Тхашоковой, молодой поэтессы из Кабардино-Балкарии, и Артура Кенчешаова из Карачаево-Черкесии.
Джабах Кахадо стал первым кавказским фотографом, представившим свою книгу Moskva Raw в парижской библиотеке центра Жоржа Помпиду. Его проект запечатлел жизнь столичной молодежи эпохи русского гламура. Издание стало частью новой истории современной России, где герои разного этнического происхождения сливаются в одно поколение. На биеннале он представит необычные работы, выполненные из деревянных палет.
Тимур Мусаев-Каган — пионер перформанса в Дагестане и человек, который очень сильно популяризировал кавказское искусство по всему миру. Каждое выступление художника — это шаманское действо, где самые актуальные телесные практики соединились с древними техниками овладения телом.
Ну и, наконец, главный объект биеннале — настоящая земля и камни, собранные куратором и участниками в разных кавказских регионах. Масштабная инсталляция, обыгрывающая форму горы, станет центральной частью выставки. Тема биеннале этого года — «Спустившиеся с гор». Организаторы предлагают переосмыслить уничижительное клише, с которым сталкивается почти каждый кавказец за пределами своей малой родины, с точки зрения более внимательного рассмотрения его этимологии. Гора — одна из главных сакральных основ кавказской культуры; она в целом восходит к универсальному общечеловеческому образу мировой горы как центру Вселенной и источнику жизни. Вот в этой с долей иронии смысловой дихотомии «спустившихся с гор» предстанут участники биеннале.
Где: центр дизайна Artplay, Малый зал, ул. Нижняя Сыромятническая, 10 (станция метро «Курская»)
Когда: 21–27 октября, вход свободный
20 октября, 2022