Франшиза «Лед» — одна из самых успешных в истории российского кино: сборы первых двух частей в сумме перевалили за 3 миллиарда рублей. Третья часть была лишь вопросом времени: производством занималась та же команда (сменился лишь режиссер), к роли Горина-старшего вернулся Александр Петров, другие артисты тоже на месте. Что нового в таком случае может предложить триквел? Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему именно этот фильм стал кульминацией, высшей точкой развития серии.
This browser does not support the video element.
«НМГ Кинопрокат»
Прошли годы. Надежда Горина стала красивой 18-летней девушкой, успела перенести серьезную и опасную травму ноги, вновь встать на коньки и превратиться в одну из наиболее перспективных фигуристок России. Движение вверх омрачается печальной новостью: любимый тренер, Ирина Сергеевна Шаталина, больна раком. Более того, упрямая женщина отказывается лечиться, ведь для нее куда важнее тренировать свою любимицу ради «Кубка льда». На этой почве они ссорятся (хотя в итоге и уговаривают Шаталину начать лечение), и Надя решает тренироваться самостоятельно, несмотря на возражения Горина-старшего — тот боится, что дочь может вновь повредить ногу и остаться на всю жизнь инвалидом. В это же время в хоккейном клубе отца происходят перестановки: сам Саша становится тренером, а заодно «на передержку» к ним попадает Сергей Орлов, перспективный, но очень уж своенравный хоккеист из Москвы, метящий в НХЛ, который еще и умудряется с ходу перессориться со всеми. Догадливый зритель уже знает: между Надей и Сережей случится любовь.
Франшиза «Лед» — какая-то совершенно поразительная вещь. Мелодрама пополам со спортивной драмой про преодоление себя, музыкальные номера под казалось бы «бородатые» хиты из народа, умудряется во всех фильмах франшизы бить зрителя наотмашь. Да так, что из зала выходишь на ватных ногах и с клубком соплей, намотанных на кулак. И особенно было, конечно, интересно, куда двинется серия после радикальной второй части за авторством Жоры Крыжовникова — в ней, как известно, героиню Аглаи Тарасовой довольно цинично умертвили, а на безутешного отца в исполнении Петрова натравили органы опеки. В общем, чтобы у зрителей не случился сердечный приступ прямо на сеансе третьего фильма, авторы решили слегка сбавить накал страстей, но сохранить все лучшее. Как и сиквел, он начинается с темы смерти (известие о болезни Шаталиной), однако потом слегка уводит ее на второй план, а на первом оставляет любовь — такую, чтобы между зрителем и экраном неизбежно таял лед.
То есть от фирменной шоковой терапии Крыжовникова решили отказаться. Что ж, не худшая новость, если учесть, что «Лед 3» — это прямо-таки квинтэссенция всего, что есть в серии. На льду здесь кружат так, что дух захватывает даже у самых равнодушных к фигурному катанию людей. Музыкальные номера временами вызывают в памяти каннский фильм «Аннетт» Леоса Каракса — здесь поют на операционном столе, и всегда очень эмоционально. Хоккейные сцены короткие, но сняты с озверином (и, кстати, да, во время них тоже поют). В какой-то момент Александр Петров вообще начинает читать стихи с такой экспрессией, что кажется, будто того и гляди декорации рухнут, обнажат сцену и ты окажешься на «Планете Максимус». В общем, все, за что серию искренне любят, выкручено до предела и доводит зрительское сердечко до хруста, сравнимого с треском льда на Байкале.
Мы на стороне тех, кто доволен, и вот почему. Во-первых, режиссура: Юрий Хмельницкий, как некогда и постановщик первого фильма Олег Трофим, дебютировал в полнометражной режиссуре с этой картиной, хотя ранее и набивал руку на рекламных роликах и документальных проектах. Что ж, после такого можно пожелать Юрию больших успехов: то, как он умеет мизансценировать и работать с актерами (к ним еще вернемся) — это настоящий класс. Особенно хочется отметить сцены с катанием на коньках: они удачно балансируют между документальной точностью и предельной зрелищностью. Во-вторых, решает сценарий: человек-макбук Андрей Золотарев, кажется, научился зашивать конфликты и сюжетные линии на уровне голливудских сценаристов. Тут каждая деталь, вброшенная мимолетом, работает: от все того же треска льда (в фильме есть уморительная сцена с этим удивительным природным явлением) до, грубо говоря, эпитетов про помидоры в разговоре.
При этом фильм не кажется перегруженным (хотя мог бы, ведь это же «Лед 3»!) — ни событиями, ни эмоциями, ни музыкой. Это удивительно устойчивая конструкция, которая не выглядит искусственной. Правда, в некоторых сценах Саша Горин начинает вести себя, как, простите, Саша Петров, то есть включает типичную для актера экспрессию и начинает #зановорождаться. Впрочем, его уравновешивают остальные артисты: Мария Аронова обязательно ностальгически усядется на свой фирменный шпагат и пополнит вашу копилку цитат на все случаи жизни. Но главная звезда «Льда 3» — Анна Савранская, почти что дебютантка, которая поет, катается на коньках и выдает такой диапазон эмоций, что ее одной хватило бы на всех. И, кстати, ее игра настолько взрослая и впечатляющая, что оказывает забавный эффект: Горин-старший в итоге не только по сюжету, но и визуально в кадре временами выглядит как незрелый старший брат героини. Да и играет Петров порой слишком по-ребячески на фоне своей менее опытной, но очень талантливой коллеги.
Если резюмировать, «Лед 3» — это буквально как два первых «Льда»: в разы более красиво, эмоционально, местами манипулятивно, но берет за душу. И, кажется, это высшая точка развития серии. В Голливуде после такого обычно запускают в производство какой-нибудь сериальный спин-офф про кого-либо из героев (или, допустим, приквел про Ирину Сергеевну), режиссеру дают контракт на съемки масштабного блокбастера, а молодых актеров (очень хорош и Степан Белозеров в роли возлюбленного Нади) разбирают по проектам.