Форма поиска по сайту
Все материалы

«Мы — жидкий музей»: директор ГРАУНД Солянки Катя Бочавар — об искусстве без границ

В новом проекте «Сити» — «Галеристки» на «Москве 24» поговорили с директором ГРАУНД Солянки Катей Бочавар о том, как придумали название галереи, и об особенностях руководящей должности в культурных учреждениях.

Про название галереи

В следующем году исполняется десять лет проекту ГРАУНД — Государственному районному артистическому университету независимых дарований. Такую странную аббревиатуру ГРАУНД получил, потому что хотел быть «граундом», который находился всегда на первых этажах (по-английски — ground floor). К тому же сюда входят слова ground play, playground, ground sense и вообще огромное количество разных значений. Иностранное слово не хотелось иметь в названии, поэтому сделали аббревиатуру. Теперь это Государственный районный артистический университет независимых дарований.

Проект был посвящен району с самого первого граунда, а их было два — Ходынка и Песчаная, поэтому в аббревиатуре есть слово «районный». А университет, наверное, потому, что мало того, что мы университет, — мы галерея-мастерская. Мы здесь учимся и учим. Мы не прокатываем уже имеющиеся культурные продукты, как спектакли, концерты, выставки. Мы создаем все сами — фестивали, выставочные проекты, перформансы. Все, что включает в себя современная культура.

Про отсутствие границ в искусстве ГРАУНД Солянки

И самое главное, чем славился все эти почти десять лет ГРАУНД, — это тотальное, беспощадное, не имеющее границ кросс-дисциплинарности и междисциплинарности искусство. Это значит, что разные жанры и культурные направления сливаются в одном событии или произведении. А те, кто создает эти культурные продукты, с легкостью переходят из одного жанра в другой. Композитор может стать режиссером, режиссер может стать художником, художник может стать танцором. Такое случается сплошь и рядом сейчас и уже никого не удивляет. Так как я работаю в том искусстве, которое называется современным, художественной практикой может считаться абсолютно все что угодно. С этим мне очень повезло. Я не стесняю себя в том, чтобы делать то, что хочется.

«Если бы я была музеем, я была бы Солянкой»

Потому что проект ГРАУНД — это, конечно же, плод труда огромного количества людей: и тех, кто здесь работает постоянно, и тех, кто приходит сюда делать свои проекты, и наших резидентов, и в том числе наших посетителей. Современное искусство требует определенной работы и творчества не только от тех, кто производит этот продукт, но и от тех, кто его потребляет. Но все-таки ГРАУНД — это в большой степени авторский проект. И то, что мне нравится, то мы здесь и видим. Это не вкусовщина, и я не настаиваю на том, чтобы было только то, что мне интересно, это будет неинтересно другим. Вот музеи бывают разные — твердые, газообразные, а мы — жидкий музей. Мы в себе совмещаем абсолютно все и как река течем. Как говорил Пикассо: «Я река, я несу в себе все: и рваные ботинки, и прекрасное искусство».

Про важность экспериментов в искусстве

Мы — галерея-мастерская. И когда мы были созданы, действовали под девизом: «Приглашаем вас совершать ошибки». Может быть, это звучит странно, но любой художник это поймет. Для того, чтобы двигаться в настоящем творческом процессе, для того, чтобы искать и находить, необходимо экспериментировать и не бояться. Художник может прийти к нам и не бояться, что его осудят за неудачу, что ему скажут: «Не делай так, не делай сяк».

Не нужно думать, что мы не заботимся о качестве. Вот в этом и существует такое искусство. Делать то, что тебе нравится, но делать то, что нравится многим. Экспериментировать и тем не менее достигать успеха. И, балансируя между этими понятиями, ГРАУНД существует.

Про первую выставку в ГРАУНД Солянке

solyankagallery.ru

Первой выставкой была выставка «Ломать не строить». И это был замечательный проект. Он состоял из таких двух моментов. Во-первых, была Солянка. Не такая, как вы видите ее сейчас, покрытая ковролином, фальшстенами и потолком Armstrong. И прежде, чем начинать что-либо делать, нужно было все это сломать. Так как я в себе совмещаю много разных профессий, я и преподаю, мне стало очень интересно, что, во-первых, студенты разных вузов, учащиеся вроде бы на одной и той же профессии, очень-очень разные. Во-вторых, мне было любопытно, что они почти ничего друг о друге не знают, что они друг с другом просто не знакомы. И тогда мы позвали студентов «Вышки» с курса современного искусства, курс современного искусства «Британки» и учеников Крымова из ГИТИСа.

Эти ребята встретились в Солянке и спросили, что можно и чего нельзя. Я сказала: «Можно все, только не жгите». Они обещали не жечь, но, правда, все равно развели тряпичный бутафорский костер. Видимо, я их натолкнула на мысль, что все-таки поджечь стоит. И выставка получилась совершенно фантастическая, так что первый опыт для меня стал и откровением, и в полной мере удивительным экспериментом.

Про должность директора

В первую очередь я очень испугалась. В какой-то момент подумала, что веду свой корабль на рифы, потому что я даже не понимала языка, на котором со мной разговаривали в Департаменте культуры. Моя помощница купила мне трудовую книжку, и я стала директором после того, как всю свою жизнь была независимым художником. Меня по-разному называют — даже ювелиром, когда я делала свои работы в этом жанре. Некоторые зовут меня керамистом, архитектором, куратором, но все эти практики, в том числе и директорская практика, — это мои художественные практики. Для того чтобы быть таким художником, каким я хочу быть, я готова даже стать директором. Это сложное дело тебя полностью перекраивает. Ты становишься кем-то другим, совсем не тем, кем был раньше. Первое, что я начала делать, когда стала директором, — это учиться быть директором. И это заняло какое-то время.

Про работу в понедельник

Мы для вас открыты семь дней в неделю. Мы работаем без выходных, и это тоже было для меня удивительно, что, оказывается, понедельник — это традиция, оставшаяся даже в галереях от музеев, которые раз в неделю должны производить обеспыливание, открывать витрины. Нам этого делать не нужно: мы не храним вещи вечно. У нас сменные экспозиции, и я не вижу, почему же нам лишать наших посетителей возможности прийти к нам в понедельник. Очень удобный день.

Про женщину во главе музейной структуры

Вы знаете, нужно глубоко задуматься над тем, почему именно женщины вообще потребители культурного продукта. Почему именно женщины учатся в гуманитарных вузах, их в группе всегда большинство. Естественно, если, например, на курс кураторов пришла группа из 20 человек, а из них три мальчика и 17 девочек, то, скорее всего, выросшие из этого специалисты и доросшие до руководящей должности просто в процентном математическом соотношении будут женщинами.

Во-первых, это долгий разговор. Во-вторых, чувственность женщины, ее подвижность, ее душа и ее желание и стремление к, не побоюсь этого слова, прекрасному, видимо, приводит ее на тропу руководящей работы в культурных учреждениях. Думаю, что так.

Про любимую часть работы

Самое любимое и самое приятное в моей работе — это сама работа со всеми ее подробностями, с ее рутиной, которую я сейчас, особенно в наше непростое время, воспринимаю как миссию. Очень короткий у нас промежуток между тем, как мы придумали и как мы сделали, потому что мы сами себе хозяева. Самое счастливое состояние в моей работе — это состояние свободы. И, как ни странно, ее в моей работе очень много. Мы делаем то, что очень любим. Мы счастливы это делать, и я окружена людьми, которые так же счастливы, как и я. Мы очень гордимся тем, что, придя в Солянку, люди забывают обо всем: о тяготах жизни, болезнях, политике. Они погружаются в состояние спокойного восприятия, они ментально разглаживаются. И время в Солянке работает совершенно по-другому.

Придя сюда, человек может просидеть и час, и два, и три. Иногда я подхожу и говорю: «Голубчик, что же ты тут сидишь? Уже три часа у нас в Солянке». Не то чтобы меня это не радовало, хочу просто узнать. «Я здесь сижу, потому что мне здесь не страшно, потому что мне здесь хорошо, потому что я здесь чувствую покой и счастье». И это не значит, что мы занимаемся неким таким украшательством и стараемся сгладить углы или, знаете, как-то припудрить действительность. Это значит, что мы погружаемся и пытаемся погрузить тех, кто к нам пришел, в мир вечного, в мир человеческой души, которой нужна пища так же, как и телу.

Смотрите выпуски «Галеристок» по пятницам на канале «Москва 24».

Фото: Getty Images