Форма поиска по сайту
Все материалы

Не только Третьяков: 7 книг о тех, кто коллекционировал искусство

книги искусство

12 ноября

Третьяковы, Мамонтовы и Морозовы — неполный список известных коллекционеров. Они оставили после себя уникальные собрания картин, скульптур и посуды. Ниже — семь книг про других российских и зарубежных коллекционеров в разных жанрах — от автобиографии до вымышленных писем.

Наталия Семенова. «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров»

Доктор искусствоведения Наталия Семенова более 30 лет изучала биографию Сергея Щукина — московского купца и коллекционера. Он стал собирать новое искусство задолго до того, как его оценили в мире. Именно Щукин привез в Россию картины Сезанна, Гогена, Матисса и Пикассо. Он же в 1906 году снарядил экспедицию в Египет, финансировал Московский университет и Психологический институт. Его коллекцию национализировали после революции, а сейчас она находится в Эрмитаже и ГМИИ имени А. С. Пушкина. Еще в книге найдете воспоминания внука Щукина и отрывки из Синайского походного дневника купца.

Эдмунд де Вааль. «Письма к Камондо»

Художник-керамист Эдмунд де Вааль посвятил серию писем Моисею де Камондо — коллекционеру, который основал в Париже музей Ниссим-де-Камондо в начале прошлого века. Моисей собрал в своем особняке коллекцию картин, скульптур, посуды и мебели и завещал после своей смерти сделать его домом-музеем и ничего в нем не менять. Однако именно Эдмунду де Ваалю разрешили провести тут выставку: к историческим интерьерам он добавил свои вымышленные письма. В книге Вааль обращается к Камондо и рассуждает об искусстве, истории и трагической судьбе потомков коллекционера.

Марчелло Симонетта. «Загадка Монтефельтро. Династия Медичи. Ренессанс в Италии»

Итальянский профессор Марчелло Симонетта нашел в архивах секретное письмо 500-летней давности и благодаря ему восстановил исторические события. В книге Симонетта написал о заговоре против семьи Медичи, меценатов и правителей Флоренции эпохи Ренессанса. Это практически детективное расследование посвящено не только политическим козням, но и многим знаменитым шедеврам.

Сурия Садекова. «Собачка воскресная. Записки куратора о людях, собаках и тайных страстях мира искусства»

Сурия Садекова — заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ имени А. С. Пушкина. Эта книга появилась благодаря ее тоске по любимой собаке. Увидев на одной из картин в Лувре собачку, похожую на свою Дуньку, Садекова сделала пост в личном аккаунте и завела традицию писать по воскресеньям заметки. Каждую из записей сопровождал фрагмент картины с какой-нибудь собачкой, но по тематике охватывал все сферы изобразительного искусства. Садекова написала о характерах и судьбах выдающихся художников, выставках и музеях, знаменитых картинах.

Евгений Штейнер. «В пучине бренного мира. Японское искусство и его коллекционер Сергей Китаев»

Сергей Китаев был военным моряком и художником-любителем. Офицер увлекался акварелью и одним из первых в России стал коллекционировать японские гравюры, предвосхитив европейскую моду на восточную эстетику. Крупнейшее в стране и Европе собрание после Революции попало в музейные хранилища и до сих пор ни разу не выставлялось целиком. Сам Китаев эмигрировал в Японию, где прожил до конца жизни. Ученый-японист Евгений Штейнер проводит исследование и комментирует некоторые экспонаты собрания Китаева.

Георгий Костаки. «Коллекционер»

Автобиография выдающегося собирателя искусства XX века — история греческой семьи, которая жила в Москве до 1970-х. В 1930-х Георгий Дионисович работал шофером в греческом посольстве и сопровождал дипломатов в антикварные магазины. Постепенно и сам втянулся в коллекционирование. Автор рассказывает, как увлечение стало делом всей жизни. От икон и живописи голландцев Костаки перешел к собиранию картин Шагала, Кандинского, Татлина, Родченко, его коллекция превратилась в уникальный музей русского авангарда. После того как семья Костаки уехала в Грецию, часть коллекции подарили Третьяковской галерее, Музею имени Андрея Рублева и музею-заповеднику «Царицыно».

Пегги Гуггенхайм. «На пике века. Исповедь одержимой искусством»

Племянница Соломона Гуггенхайма, именем которого назван американский музей, известна в художественных кругах не меньше дяди. Куратор и покровительница художников XX века, она была замужем за одним из них — Максом Эрнстом и собрала коллекцию работ Пикассо, Поллока, Ротко и Дюшана. В книге воспоминаний Пегги Гуггенхайм рассказывает о деловых и дружеских отношениях со знаменитостями современного искусства. Книга впервые была опубликована в 1979 году.