Форма поиска по сайту
Все материалы

10 выставок в музеях Москвы, на которые стоит сходить прямо сейчас

Работы советских фотографов, художественная азбука Юрия Злотникова и фантазии об образе идеального мужчины — арт-обозреватель Елена Шарова выбрала десять актуальных выставок в Москве, которые не стоит пропускать.

«Владимир Вейсберг. От цвета к свету»

В. Г. Вейсберг. Апельсины в черных бумажках на черном столе. Собрание InArtibus/ГМИИ имени А. С. Пушкина

Художник Владимир Вейсберг известен московской музейной публике как мастер «невидимой живописи» — картин, в которых очертания предметов точно проступают из дымки. Эти композиции, написанные белым по белому, стали самыми узнаваемыми вещами мастера. Но на выставке показывают и его «цветной период» — вещи, в которых Вейсберг исследует цвет, фактуру и композицию. Это невероятные натюрморты и портреты, вдохновленные Полем Сезанном — любимым художником Вейсберга. Он был настолько поглощен его произведениями, что в 1955 году устроился в Пушкинский музей разнорабочим, чтобы иметь возможность каждый день созерцать, изучать, постигать саму их суть. Сейчас Сезанн и Вейсберг — соседи. Их работы можно увидеть в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

ГМИИ для Владимира Вейсберга стал местом силы, куда он приходил каждый день и где рождались его невероятные идеи. Поэтому вдова художника передала его произведения в коллекцию музея, где их изучением много лет занималась талантливый искусствовед Анна Юрьевна Чудецкая. Ее памяти посвящена экспозиция. В семи разделах можно проследить путь мастера от экспериментов с цветом до создания практически монохромных, тонких и бестелесных полотен, от эмоционального восприятия искусства к интеллектуальному. Словом, это важнейшая экспозиция ни на кого не похожего художника-интеллектуала.

ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12 До 30 июня, билеты по 650 рублей

«Тибет. Хань Юйчэнь»

Хань Юйчэнь. Прелестная пастушка. 2012. Ханьданьский художественный музей Хань Юйчэня/Третьяковская галерея

Смотреть новый проект в Третьяковке следует, вооружившись оптикой не искусствоведа, но ученого-антрополога. По реалистичным полотнам художника Хань Юйчэня можно запросто изучать уклад жителей горного Тибета, написанных на фоне завораживающих пейзажей. Современное искусство Китая в целом тяготеет к гиперреализму как форме, а тут художник применяет его к содержанию: в мельчайших подробностях передает расписание местных.

Все интересует Хань Юйчэня: и выпас коз, и праздник, и поход женщин за водой на реку, и игры детей в кольца. Он подробно фиксирует костюмы и украшения — от его пристального взгляда не ускользает ни одна подробность. Хань Юйчэнь считает, что Тибет исцеляет души, помогает очистить их от бесконечной суеты и надуманных ценностей больших городов. Масштабное полотно «Пастушка» занимает целую стену в Третьяковке. Художник говорит, что увидел эту сцену, достал блокнот и тут же сделал зарисовки, а затем в мастерской написал уже на холсте маслом. И эта работа стала одной из самых популярных в его творчестве.

Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., 12 До 19 мая, билеты от 600 рублей

«Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов»

В. Микоша. На корте/предоставлено пресс-службой

В Центре визуальной культуры Béton показывают произведения 50 мастеров советской фотографии. Интересно, что кураторы проекта не делают акцент исключительно на первых именах. Для того чтобы не выделять кого-то из авторов, их работы расположили в алфавитном порядке. К примеру, рядом со снимками Эль Лисицкого помещают кадры фотокорреспондента Бориса Кудоярова.

На выставке — вся фотопалитра авангардного десятилетия: тут и пикториализм, и конструктивизм, и соцреализм. Есть работы очень личные. Как, например, снимок Владимира Маяковского. Обычно на официальных портретах поэт крайне серьезен, а тут на его лице нежная улыбка, потому что вторая модель в кадре — пушистый пес Скотик. Словом, выставка понравится поклонникам фотографии, жанра понятного и такого любимого.

Béton, Якиманская наб., 2, корп. 1 До 26 мая, билеты по 500 рублей

«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

Якопо да Эмполи (Якопо Кименти). Натюрморт. Около 1625/ГМИИ имени А. С. Пушкина

Приглашаю вас на самую умиротворяющую выставку весны. Ее куратор — Виктория Эммануиловна Маркова, главный научный сотрудник музея, доктор искусствоведения и крупный специалист по итальянскому искусству. А это первая выставка, посвященная барочному натюрморту в нашей стране. На Волхонке представлено 70 произведений, из них 65 живописных полотен, четыре графических листа и одна наборная флорентийская столешница из полудрагоценных камней.

Все эти натюрморты когда-то украшали палаццо римских, неаполитанских и венецианских коллекционеров. Затем были куплены в XVIII веке собирателями из России, а позже попали в запасники ведущих музеев нашей страны, где значились как работы «НХ», то есть кисти неизвестных художников. Их виртуозно атрибутировала (установила имена авторов) Виктория Маркова. Виноградные гроздья, спелые арбузы, турецкие ковры и жемчуга можно читать как азбуку, трактовать их смыслы. А можно наслаждаться их живописным языком, поэтично говорящим нам: все вокруг — суета, и только искусство вечно. Причем по элементам натюрморта можно иногда догадаться, из какого он города. Например, картины с изобильными рыбными уловами предпочитали неаполитанцы, гроздья винограда в интерьере любили рассматривать римляне, а венецианцы предпочитали музыкальные инструменты.

ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12 До 26 мая, билеты по 650 рублей

«Соткано»

Фонд культуры «Екатерина»

Так сложилось, что вышивки и ткани считаются уделом художниц. Мол, видите объект из текстиля — точно дело девчачьих рук. Но выставка «Соткано» мягко борется с этим стереотипом и доказывает: у материалов нет гендера. В экспозиции около сотни работ, созданных современными художниками и художницами.

Во всех смыслах яркий тому пример — работы Ростана Тавасиева. В его произведениях мягкие игрушки играют важные роли: они и главные герои, и инструменты. Это у Ростана такой метод, называется «бегемотопись». Он предлагает снизить градус серьезности в восприятии искусства и понять, что это тонкая игра со смыслами, ассоциациями и воспоминаниями.

Художница Надя Зубарева вяжет свои объекты из грубой стальной проволоки — получаются эфемерные конструкции. Конечно, эффектнее они выглядят на природе: Надя часто размещает их под открытым небом. В центре ее внимания — человек, пришедший из «ниоткуда с любовью» и растворяющийся в пространстве и времени. Вот такая выведенная из проволоки поэзия.

Всего на выставке четыре условных раздела, где произведения группируют по принципам работы с материалом: традиционные вышивки соседствуют с современными мультимедиа-конструкциями. Разные техники и разные смыслы сплетаются в ладную и эффектную экспозицию, которую нельзя пропустить.

Фонд культуры «Екатерина», ул. Кузнецкий Мост, 21/5 До 12 мая, билеты по 250 рублей

«Юрий Злотников. Сигнальная система»

Ю. С. Злотников. Композиция. 1959/Tretyakovgallery.ru

Юрий Злотников — абстракционист и изобретатель своего живописного языка. Я тут часто говорю что-то вроде «этот художник вдохновлялся тем-то, но имел собственный, ни на кого не похожий, выразительный язык». Но это тот случай, когда мастер действительно придумал свою художественную азбуку и назвал ее «сигнальная система».

Работы из этой серии и показывают сейчас на Крымском Валу. В конце 1950-х Злотников начал разрабатывать свою методологию передачи эмоциональных и физических состояний человека через вот такие композиции. На первый взгляд это абстрактные работы, чем-то напоминающие нам вещи Пита Мондриана, но в основе сочетания этих фигур лежат новейшие для середины XX века исследования в психофизиологии. Определенные линии должны вызывать у нас раздражение или грусть, другие — умиротворение или радость. Эти приемы Злотников описывал в своих заметках, которые также представлены на выставке. Кураторы придумали показать архив, будто пустить зрителей в творческую лабораторию художника. Ну а для того, чтобы точно разобраться в «сигнальной системе», будет издана книга, описывающая шаг за шагом исследования художника.

Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал, 10 До 14 июля, билеты по 600 рублей

Love

Алена Ракова. Из серии Pony. 2024/галерея 3L

Это персональная выставка художницы Алены Раковой, которая подписывается псевдонимом Exantres. Специально для экспозиции она создала несколько серий работ. Первая — Lovers («Любовники») — это тонкие, хрупкие очертания зарождающихся отношений. На картинах нечетко прорисованные пары сливаются в объятиях.

Вторая серия — Pony — это нежные воспоминания о детстве, в котором мы всегда ищем опору. На крупноформатных холстах трогательные девочки обнимаются с гигантскими котами, прижимают к себе пушистых кроликов и засыпают, облокотившись на пони. Колористика работ, как и положено для такой темы, конфетная. Образы размытые, словно стертые от времени. Тут нет четких линий, все переходы плавные и томные.

Обе серии — это рассказ о безусловной, поддерживающей любви, которая дает нам силы жить даже в сложные времена и подсвечивает розовым и зеленым серые будни. Словом, вы уже поняли: эти работы — любовь с первого взгляда, так что приглашаю вас обязательно посмотреть на них в галерее, точно получите удовольствие. 3L Gallery — это камерный проект, в котором также можно увидеть дизайнерские предметы интерьера.

Галерея 3L, ул. Льва Толстого, 23, корп. 1 До 1 июля, вход бесплатный

«Мужчина моей мечты»

Cheglakovfoundation.org

Известный куратор Полина Лобачевская собрала подруг-художниц и предложила им пофантазировать об образе идеального мужчины. Получились произведения в разных техниках. Тут и живопись, и графика, и инсталляции. И герои самые разные.

Катя Филиппова пишет Дэвида Бекхэма в образе Чеширского кота. Смотришь на эту вещь и сразу как будто бы обнаруживаешь сходство. А вот художница Мабри мечтает о Хамфри Богарте и Брюсе Уиллисе. Она представляет их как персонажей старых черно-белых фильмов. Ну, таких, где артисты обычно многозначительно молчат и носят шляпы. Нонна Горюнова повесила в экспозиции «Зеркало только для мужчин», в котором каждый посетитель становится ее идеалом. Серия графики в стиле Льва Бакста от Натальи Жерновской посвящена прогулке художника Владислава Мамышева-Монро в образе короля Людовика XIV.

Словом, выставка получилась ироничная и игривая — для создания кокетливого весеннего настроения самое то. Главное — уточните график работы на сайте, он плавающий. Фонд Чеглакова — это частный проект коллекционера и мецената Андрея Чеглакова, и все, что там делают в последнее время, получается хорошо.

Выставочное пространство фонда Андрея Чеглакова, Большой Знаменский пер., 13, стр. 1 До 12 мая, вход свободный

«На ощупь»

К. Емельянова. Долгожданный дождь. 2023/«Триумф»

Выставка Кати Емельяновой. Работы выполнены в самых разных техниках, потому что их автор — мультимедийная художница, которая занимается и скульптурой, и фотографией. В новом проекте она передает свои мысли об Африканском континенте. В ее работах переплетаются реальность и мифология, а также наши представления и мечты об этих далеких странах.

Художница создает тотемные образы, вдохновленные стихиями природы. Скульптуры духов выполнены в смешанной технике из глины, древесины и металла. Они тут словно части выдуманного культа, а масштабные окисленные листы металла, декорированные цветными бусинами, напоминают о сакральном значении украшений и орнаментов в культурах различных народов.

Галерея «Триумф», ул. Ильинка, 3/8, стр. 5 До 21 апреля, вход свободный

«Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников»

И. Е. Репин. Пейзаж с лодкой. 1875/Государственная Третьяковская галерея

Илья Репин не только сам был выдающимся мастером, но и имел редкий для художника талант преподавателя. Он не конкурировал со своими учениками, как это часто бывает в творческой среде, а поддерживал студентов во всем. Среди его воспитанников — Валентин Серов, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Зинаида Серебрякова, Игорь Грабарь и многие другие. Их работы и показывают сейчас в «Новом Иерусалиме» вперемешку с работами учителя.

Экспозиция делится на три тематических раздела. Первые два посвящены пейзажам и зарисовкам в классе — тут можно изучить пленэрные этюды, трогательные портреты близких и автопортреты юных студентов, когда они работали еще не на заказ, а для себя. Третья часть экспозиции рассказывает об экспериментах художников с импрессионизмом и даже экспрессионизмом. Отдельная находка куратора — вставки с цитатами и архивными снимками Ильи Ефимовича и его учеников.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Ново-Иерусалимская наб., 1 До 28 июля, билеты по 600 рублей

Фото: «Мастер Репин. Павел Шмаров. Крестьянки в роще. 1949/©Музей русского импрессионизма

Шарова Елена