Импрессионизм, авангард и совриск: что смотреть на выставке «Выпуск. История. Суриковский»

Импрессионизм, авангард и совриск: что смотреть на выставке «Выпуск. История. Суриковский»

На парковке медиацентра парка «Зарядье» открылась масштабная выставка «Выпуск. История. Суриковский». Это более 200 картин выпускников и педагогов Суриковского института. Арт-обозреватель Елена Шарова рассказывает, почему на нее стоит сходить и кому уделить особое внимание.

Представлены работы с 1934 года по наши дни — от автопортрета Игоря Грабаря, возглавлявшего училище в 1930-е, до пейзажей Егора Плотникова, нашего современника. Интересно, что большая часть картин обычно хранится в запасниках института — и место, а также архитектурные решения выставки сейчас подчеркивают это. Картины разместили на стендах, напоминающих те, что используют как раз в музейных хранилищах, и это создает ощущение, что зрителя пустили туда, куда ему обычно вход заказан. Бродить по экспозиции можно часами, постоянно открывая для себя прежде неизвестные работы знаменитых художников. Но давайте по порядку. Расскажу сначала о том, как появился Суриковский институт у нас в городе и почему он так важен.


Как появился Суриковский институт

Суриковский институт вырос из легендарных Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) и Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Первое — на рубеже XIX–XX веков считалось рассадником «французской болезни» — так критики у нас иронично прозвали импрессионизм, прививаемый русским художникам ведущими преподавателями МУЖВЗ Василием Поленовым, а затем Валентином Серовым, Константином Коровиным и Леонидом Пастернаком. У них в классах царила необыкновенная творческая свобода, студенты писали картины вместе с преподавателями. Часто одних и тех же моделей можно увидеть в работах Валентина Серова и его учеников, например Николая Ульянова (чья выставка как раз открылась в Инженерном корпусе Третьяковской галереи) и Михаила Шемякина (только не путайте с нашим современником-нонконформистом).

Кстати, именно Валентин Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Самая известная натурщица, работавшая с мэтром и его студентами, — Вера Калашникова, загадочная брюнетка, чьи черты можно узнать в женских портретах разных художников.

После революции 1917 года студенты, как водится, захотели еще большей свободы и МУЖВЗ преобразовали в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Было сформировано семь факультетов: архитектурный, деревообрабатывающий и металлообрабатывающий, полиграфический, текстильный, керамический, живописный, скульптурный. Там уже царили идеи авангардистов. В преподавательском составе числились, к примеру, Василий Кандинский и Эль Лисицкий. В 1927-м ВХУТЕМАС сначала переименовали во ВХУТЕИН, а затем, в 1930-е, и вовсе закрыли: в стране началась кампания против авангарда. В Москве появилось сразу два легендарных теперь художественных вуза — Московский архитектурный институт (МАРХИ) и Московский государственный художественный институт (с 1948 года — имени Василия Ивановича Сурикова).

Это я все к чему рассказываю? Суриковский институт все эти годы бережно хранит и продолжает традиции московской художественной школы. И на выставке «Выпуск. История. Суриковский» это как раз можно проследить. Видно, как молодые художники 1930-х и 1950-х в поисках своего стиля увлекались передовыми течениями рубежа веков, как в 1970-е и 1990-е обращались к идеям авангардистов. И эту художественную связь поколений любопытно замечать в экспозиции. Я выбрала несколько работ, которые точно нельзя пропустить.


Эрик Булатов

Импрессионизм, авангард и совриск: что смотреть на выставке «Выпуск. История. Суриковский»

Эрик Булатов. У источника. 1956

Эрик Булатов нам всем хорошо известен по масштабным полотнам-транспарантам, где слова-лозунги улетают за горизонт. Мимо них не пройти ни на одной экспозиции. В разделе искусства XX века в Третьяковской галерее на Крымском Валу представлено его полотно «Тучи растут» 2007 года, вспомнили? Так вот, представьте, что в годы учебы в Суриковском будущий концептуалист создавал картины, впитавшие в себя сразу матиссовские и гогеновские мотивы. На выставке представлены две жанровые работы — «Деревня Чална. Восточный Пакистан» и «У источника». На них модели с темной кожей, местные жители, позируют за привычными занятиями: приготовлением обеда на костре и в очереди за водой. Булатова явно привлекают декоративность и яркость традиционных тканей, в которые укутаны модели. Их крупные украшения контрастируют с обшарпанной стеной, расписанной граффити, и практически полным отсутствием одежды у уличного торговца. Кстати, вспомните иллюстрации Эрика Булатова к сказке «Золушка»: какие интересные орнаменты там появляются в нарядах персонажей и сколько внимания автор уделяет аксессуарам и украшениям.


Аристарх Лентулов

Импрессионизм, авангард и совриск: что смотреть на выставке «Выпуск. История. Суриковский»

Аристарх Лентулов. Портрет художницы. 1926

Один из главных художников русского авангарда представлен «Портретом художницы» 1926 года из фондов Суриковского института. На щеках у модели цветовые пятна, как у яблок с натюрмортов Сезанна, одного из любимых мастеров круга «Бубнового валета». Это группа, которую Лентулов образовал вместе с Петром Кончаловским, Ильей Машковым, Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой. Во время создания работы Аристарх Лентулов сотрудничал с Институтом художественной культуры, который в 1937 году был как раз переименован в Суриковский. Эта работа очень выделяется на фоне его картин, созданных в 1910-е. Именно тогда один из основателей группы «Бубновый валет» придумал свой стиль — орнеизм. Это такая смесь коллажа и мозаики. «В методах нашего творчества мы отвергаем натуралистический бытовизм, поверхностный и статический протоколизм», — писали в своем уставе участники «Бубнового валета».


Таир Салахов

Импрессионизм, авангард и совриск: что смотреть на выставке «Выпуск. История. Суриковский»

Таир Салахов. Апшеронский интерьер. 1981

Чистый импрессионизм выдает нам студент Таир Салахов. В его выпускной работе с абсолютно не романтичным названием «Женский портрет с руками» изображена нежная блондинка, которая читает письмо возле окна. Это остановленное на лету мгновение из жизни девушки, ее погруженность в свои мысли, рассеянный свет из окна показывают нам близкое знакомство молодого художника с творчеством классика московской школы Валентина Серова.

Сравните эту работу с еще одной картиной Таира Салахова, представленной на выставке, — «Апшеронский интерьер». В нем простой деревенский кувшин, фрукты в миске написаны напротив открытого окна. Все предметы помещены в чистый, даже стерильный мир, лишенный признаков времени. Абсолютно современная вещь. В 1970 году Таир Салахов, прижизненный классик с кучей регалий и один из важнейших педагогов Суриковского, купил дом в Нардаране, рыбацком поселке на берегу моря на Апшеронском полуострове на своей родине, в Азербайджане. И в своих работах того времени он часто обращается к образам матери, пишет местных жителей и местные пейзажи.

Конечно, рассказать вам о 200 произведениях, представленных сейчас в «Зарядье», нереально. Поэтому обязательно сходите сами. Выставка, конечно, эклектичная, не все работы выпускников одинаково хороши, но оттого и интересно их изучать, наблюдать, как в работах художников отражается такой неровный XX век.

Фото: Д. В. Нечитайло. Людушка ждет гостей. На даче Асановых. 1984/Предоставлено пресс-службой

Елена Шарова

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости