5 выставок в Москве, на которые стоит сходить в выходные

5 выставок в Москве, на которые стоит сходить в выходные

С наступлением весны хочется чаще выходить на улицу. А пока гуляете, можно и в музей заскочить. Тем более что выбор велик: голландские натюрморты, шагаловские панно и современные пейзажи на грани с абстракцией. Елена Шарова выбрала главные выставки, которые стоит увидеть в эти выходные.

«Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»

5 выставок в Москве, на которые стоит сходить в выходные

Давид Штеренберг. Натюрморт со свечой. 1919–1920. Екатеринбургский музей изобразительных искусств/Еврейский музей и центр толерантности

Очередной многообещающий проект курирует творческая группа под руководством директора Еврейского музея Кристины Краснянской. В названии экспозиции заявлены ее хедлайнеры — Марк Шагал, Натан Альтман и Давид Штеренберг. У этой троицы разный выразительный язык, но все они вышли из традиционной еврейской культуры. В этом главная задача кураторов выставки — показать, как народное искусство влияло на модернизм и как подталкивало художников на поиски новых форм.

Из всех троих это легче рассмотреть в работах Шагала, который до конца дней вдохновлялся своим детством. В экспозиции есть отдельный зал, который посвящен его панно для Московского государственного еврейского камерного театра. Оригинал работы хранится в Третьяковской галерее, а на выставке представлены проекции, которые позволяют рассмотреть все детали. Кстати, художник вписал в панно не только основателей театра, но и себя с женой Беллой, а также имена своих родных из Витебска и Лиозно.

Помимо этого, в зале о Еврейском театре кураторы создали макеты по эскизам декораций. Поэтому, например, можно представить, как выглядела постановка, оформленная Робертом Фальком.

Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова, 11, стр. 1а
До 9 июня, билеты по 600 рублей


Виталий Пушницкий. «Остров»

5 выставок в Москве, на которые стоит сходить в выходные

Виталий Пушницкий. Из проекта «Остров». 2024/Pop/off/art

Это петербургский художник — выпускник Академии художеств, то есть мастер классической школы. При этом он создает вещи на грани с абстракцией. Виталий Пушницкий работает в разных техниках — от печатной графики до масштабных инсталляций. В экспозиции более 20 новых холстов разных форматов, масштабная гравюра и графика. В произведениях Пушницкого угадывается его близкое и глубокое знакомство с мировой историей искусства, при этом мастер говорит на своем уникальном художественном языке.

Остров в мировой культуре — это всегда образ одиночества, оторванности каждого человека, и проект как раз об этом. На холстах в галерее расцветают райские флуоресцентные кущи — в них нет следов человека. Только в некоторых можно угадать очертания домов, а в других — обнаружить одинокий мольберт — важный инструмент художника, благодаря которому он всегда на работе.

При всей меланхоличности идеи эта выставка — попытка наладить связь со зрителем, выстроить диалог, подтолкнуть его к созерцательности и анализу произведений искусства.

Pop/off/art, 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
До 10 апреля, вход свободный


«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

5 выставок в Москве, на которые стоит сходить в выходные

К. Маджини. Натюрморт с хлебом и ветчиной Между 1740 и 1806/ГМИИ имени А. С. Пушкина

На Волхонке проходит выставка с фруктами, цветами и рыбьими тушками. Ее куратор — Виктория Эммануиловна Маркова, и этим все сказано. Она одна из ведущих специалистов по итальянскому искусству в мире, которой восхищаются коллеги из венецианских и римских музеев. Один из главных ее профессиональных интересов — период барокко, чья родина как раз Италия. И именно ему посвящена выставка. Причем Виктория Эммануиловна впервые в России предлагает зрителю взглянуть на этот период через натюрморты — жанр, который исконно считается визитной карточкой голландского искусства.

В экспозиции — 70 полотен. Московские зрители, да и специалисты-искусствоведы большую часть объектов увидят впервые: их привезли из региональных музеев, где они, как правило, скрыты в запасниках и часто значатся как натюрморты неизвестных художников. Но Виктория Маркова установила авторство большинства из них.

Открывает выставку работа Джузеппе Арчимбольдо, который создавал портреты из фруктов, из частного собрания. Ее можно смотреть как портрет, а если перевернуть холст — получим натюрморт, корзину с фруктами. И уже только ради нее стоит сходить в Пушкинский музей.

ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12
До 26 мая, билеты по 650 рублей


«Малая родина»

5 выставок в Москве, на которые стоит сходить в выходные

Mmoma.ru

В филиале Музея современного искусства на Гоголевском бульваре — созерцательная и медитативная выставка художницы Евгении Буравлевой «Малая родина». Это тот случай, когда никакая репродукция и видеосъемка не передадут прелести экспозиции. Нужно идти и смотреть на светящиеся полотна своими глазами, желательно еще и попасть на экскурсию с художницей.

Евгения Буравлева родилась в Кирове, переехала учиться в Москву, получила классическое академическое образование. И много путешествовала по миру: писала пейзажи во Франции, Германии, Англии. Но в какой-то момент поняла, что ее тянет в родную деревню Вага, где она в детстве проводила летние каникулы. Так и появилась серия работ, которая стала основой этого проекта.

У художницы свой метод работы: сначала снимает все эти виды на камеру, затем, уже в Москве, в мастерской, пишет пейзажи на больших холстах. Живопись маслом классическая, трехслойная. При этом Евгения старается передать оптические эффекты, которые получаются на фотографиях. Люди появляются на картинах редко. Портреты тут больше похожи на пейзажи, потому что изменения природы для автора более важны.


ММОМА, Гоголевский б-р, 10
До 31 марта, билеты от 350 рублей


«Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников»

5 выставок в Москве, на которые стоит сходить в выходные

Исаак Бродский. Академическая дача. 1907/© Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

Илья Репин не только сам был выдающимся мастером, но и имел редкий для художника талант преподавателя. Он не конкурировал со своими учениками, как это часто бывает в творческой среде, а поддерживал студентов во всем. Среди его воспитанников — Валентин Серов, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Зинаида Серебрякова, Игорь Грабарь и многие другие. Их работы и показывают сейчас в «Новом Иерусалиме» вперемешку с работами учителя.

Экспозиция «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» делится на три тематических раздела. Первые два посвящены пейзажам и зарисовкам в классе — тут можно изучить пленэрные этюды, трогательные портреты близких и автопортреты юных студентов, когда они работали еще не на заказ, а для себя. Третья часть экспозиции рассказывает об экспериментах художников с импрессионизмом и даже экспрессионизмом. Отдельная находка куратора — вставки с цитатами и архивными снимками Ильи Ефимовича и его учеников.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Ново-Иерусалимская наб., 1
До 28 июля, билеты по 600 рублей

Фото: ГМИИ имени А. С. Пушкина

Елена Шарова

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости