«Экспонента»
В небольшой живописной деревушке в нескольких километрах от Токио живет лесник Такуми со своей маленькой дочкой. Они очень любят гулять по лесу вдоль оленьей тропы, набирать воду из родника и слушать пение птиц. Но этой идиллии в одночасье может прийти конец, поскольку столичные предприниматели рассматривают территорию поселения для строительства глэмпинга, чтобы туристы могли отдыхать на природе с комфортом гостиничного номера. Местные к задумке относятся скептически.A-One Films
Хираяма (Кодзи Якусё) — пожилой чистильщик общественных туалетов в Токио. Его распорядок дня подобен ритуалу: просыпается под шелест соседской метлы, поливает высаженные в горшочках ростки клена, чистит зубы, натягивает рабочий комбинезон, а затем садится в свой старенький фургончик и под музыку любимых исполнителей едет делать этот мир чуточку чище. Герой ищет красоту в каждом мгновении и в глазах каждого прохожего, и это упоительное жизнелюбие передается зрителю, которому после просмотра «Идеальных дней» захочется накрепко обнять весь мир (ну или заняться капитальной уборкой дома). Кино как бальзам на душу после всех плохих дней.кадр из фильма «План 75»
Одна из проблем современной Японии — стремительное старение населения: согласно последним данным, около 30% — люди пожилого возраста. В своей дебютной картине «План 75» режиссер Тиэ Хаякава задается вопросом в духе «Черного зеркала»: а что, если бы государство его страны запустило программу, поощряющую добровольную эвтаназию японцев старше 75 лет? Поощрение, естественно, материальное: если пожилой человек добровольно решит покончить с жизнью, его семье полагается большая выплата. Такой научно-фантастический сюжет в итоге приводит к череде нерешаемых морально-этических дилемм, с которыми сталкиваются три главных героя — бабушка, оставшаяся без средств к существованию, прагматичный сотрудник корпорации и молодой лаборант с Филиппин.«Русский Репортаж»
Новое творение Хаяо Миядзаки, как, впрочем, и прошлые его работы, впечатляет безграничным полетом фантазии. Эта история разворачивается в послевоенной Японии. Мальчик Махито, недавно потерявший маму в пожаре, переезжает с отцом в провинцию к своей тетушке. Там он внезапно встречает говорящую цаплю, которая предлагает скорбящему мальчику отправиться в путешествие в потусторонний мир. Меланхоличная притча Миядзаки, размышляющая о смерти и о том, что мы оставляем после себя. При этом неописуемо красочное и захватывающее приключение, по праву заслужившее «Оскар» за лучший анимационный фильм прошлого года.кадр из фильма «Монстр»
Мальчик Минато живет с мамой без отца и в последнее время очень странно себя ведет, возвращаясь из школы. Такое поведение можно было бы списать на подкрадывающийся подростковый возраст, однако маму это все-таки настораживает. На следующий день Минато приходит с окровавленным ухом и без одного кроссовка, а из его обрывочных фраз удается догадаться, что к этому как-то причастен школьный учитель. Но, когда мама приходит разбираться к директору, школьное руководство не торопится ничего предпринимать.кадр из фильма «Личная жизнь»
В семье Таэко и ее мужа Дзиро случается трагедия, разделяющая их жизнь на «до» и «после». В результате несчастного случая погибает единственный сын — ребенок Таэко от прошлого брака с глухонемым корейцем. Несчастье снова воссоединяет ее с родным отцом ребенка, который вместе с Дзиро помогает героине смириться с утратой. «Личная жизнь» — кино хоть и непростое, но полное света и любви, особенно любви к человеку. Двухчасовой сеанс терапии, после которого на душе действительно становится легче.«Экспонента»
Главный японский фильм последних лет, прозвучавший на весь мир, — это, безусловно, трехчасовой медитативный шедевр Рюсукэ Хамагути «Сядь за руль моей машины», принесший режиссеру награду Каннского фестиваля за сценарий и премию «Оскар». Это история театрального режиссера Юсукэ, которого приглашают поставить чеховского «Дядю Ваню» в Хиросиме. Герой соглашается и едет туда из Токио на своей любимой красной машине, служащей ему уже 15 лет. Однако по контракту с театром во избежание несчастных случаев у Юсукэ должен быть личный водитель. Им становится молчаливая Мисаки. Сюжет движется плавно и поступательно, напоминая чтение отличного романа. А хронометраж совсем не напрягает, потому что каждый персонаж фильма настолько тщательно прописан, что ты буквально проживаешь эти три часа вместе с ними.Фото: «Экспонента»
Читайте также