Форма поиска по сайту
Все материалы

Палец вверх. Рецензия кинокритика на фильм «Гладиатор 2»

кино

21 ноября

15 ноября стартовал мировой прокат «Гладиатора 2» — нового фильма Ридли Скотта и продолжения одного из главных его хитов. Без Рассела Кроу и Хоакина Феникса, зато с вернувшейся к своей роли Конни Нильсен, а также Полом Мескалом, Педро Паскалем, Дензелом Вашингтоном и Джозефом Куинном. Критики и зрители разошлись во мнениях: кто-то считает фильм провалом, кто-то — чуть ли не лучшим фильмом Скотта, снятым в XXI веке. Кинокритик Иван Афанасьев занимает центристскую позицию и рассказывает, почему «Гладиатор 2» — не шедевр, но вполне достойное кино.

This browser does not support the video element.

Paramount Pictures

После событий первого «Гладиатора» прошло 16 лет. Популярный среди римлян, но уставший от всего генерал Марк Акаций идет с военным походом на последнюю территорию в африканской Нумидии, что не находится под контролем Империи. Город героически обороняют неожиданно белый мужчина по имени Ханно и его жена. Увы, сражение выиграть не удается, супругу защитника убивают, а сам он оказывается в плену, после чего попадает в число гладиаторов, которыми руководит пронырливый начальник Макрин. Довольно скоро выясняется, что Ханно не абы кто, а Луций — сын Луциллы (да, той самой), которая по совместительству жена Акация. Теперь генералу, которого достала тирания императоров-самодуров Геты и Каракаллы, предстоит организовать бунт и спасти пасынка от арены, а самому Луцию — хотя бы выжить для начала.

Кадр из фильма «Гладиатор 2»

С дистанции почти в четверть века первый «Гладиатор» смотрится все еще вполне величественно, хотя и с седыми зернами в пленке: и сам формат пеплума, уже на тот момент не то чтобы популярный, устарел повторно, и шекспировские страсти никому не впервой, и спецэффекты устарели. Но мощь такого колосса плетью не перешибешь. Вот 86-летний Ридли Скотт и решил тряхнуть стариной и повторно выпустить на свежую голову один из главных фильмов в его карьере. Да, именно так — выпустить повторно, ведь на сиквел, если честно, «Гладиатор 2» не тянет совсем. Да, номинально это продолжение, и даже Максимуса тут и там поминают, но по факту перед нами скорее нечто вроде ремейка. Совпадений, помимо почти дословного повтора общей канвы сюжета, полно: герой Рассела Кроу, например, расщеплен на, собственно, рассерженного гладиатора Луция и уставшего от войны генерала Акация. А тиран Коммод — на сразу двух братьев-тиранов Гету и Каракаллу.

Да что там, даже мечта Марка Аврелия о возврате Рима к демократии не осуществилась и все труды Максимуса были напрасными. Проще говоря, первый фильм как бы обнуляется, чтобы оправдать свежую порцию кровавых тел на арене Колизея. А иначе о чем было бы снимать? Правда, в этот раз герои в соответствии с новой этикой меньше думают о Риме как об империи и больше — о том, что демократия все-таки классная тема. Смотрится это слегка странно, ведь пеплумы не просто так стали пережитком древности, а именно потому, что восхваление античного милитаризма перестало быть актуальным еще во второй половине XX века. Но окей, Ридли Скотт так хотел, Ридли Скотт так сделал — тем более что седина в бороде в его случае не помешала бесу в ребре, и он с удовольствием предался своей главной любовной страсти, а именно кровавым побоищам. И преуспел.

Кадр из фильма «Гладиатор 2»

Как старорежимный исторический блокбастер, приправленный современными технологиями, «Гладиатор 2» смотрится без преувеличений роскошно. И сам Колизей стал выглядеть гораздо живее, и на арену теперь можно выпустить, помимо мужчин в доспехах, больше разнообразной живности. Легионер верхом на носороге? Легко! Бой с сумасшедшими бабуинами? Да пожалуйста! Акулы в Колизее? Что? Да! И плевать на исторические неточности — тут римляне читают газеты (!) за утренним чаем, а вы на акул ругаетесь. Первый «Гладиатор» тоже не был идеальной исторической реконструкцией, и ему все прощалось за животный магнетизм и сумасшедший драйв батальных сцен. C сиквелом история та же — когда начинаются бои, ты на автомате поднимаешь палец вверх.

Кстати, кто ругает Пола Мескала — совершенно не понимаю этих претензий. Физическая форма у ирландца совершенно прекрасная, роль, возможно, плосковата (что куда больше проблема сценариста), но отыгрывает он ее со всей самоотдачей. Как персонаж Луций до Максимуса не дотягивает, да и порой проигрывает генералу Акацию, линию которого прописали поглубже (а еще Педро Паскаль прекрасен в боевых сценах). Братья-императоры в исполнении Фреда Хекинджера и Джозефа Куинна забавные, но слишком карикатурные персонажи. И вообще главный харизматик тут — Дензел Вашингтон в роли босса Макрина. Вот это истинно шекспировский персонаж — хитрый, расчетливый интриган, которого актер отыгрывает с лютой энергетикой. Не удивимся, если за эту роль Вашингтона номинируют на «Оскар».

Кадр из фильма «Гладиатор 2»

К слову, в истории Макрин запомнился как император Рима, принявший власть как раз от Каракаллы, на которого он сам же организовал покушение. А если учесть, что третья часть фильма фактически анонсирована (хотя бы на словах самого Ридли Скотта) и концовка сиквела вполне открытая, можно предположить, что нас ждет в дальнейшем. Если у британского постановщика, конечно, хватит здоровья работать в таком бешеном темпе в его-то годы. Мы верим и надеемся, что он снимет еще хоть десять фильмов, но от «Гладиатора 3» хотелось бы попросить только одного: побольше индивидуальности и еще больше впечатляющих батальных сцен. Такие думы о Римской империи мы одобряем.

Фото: кадр из фильма «Гладиатор 2»

Афанасьев Иван