В издательстве «Бомбора» вышла праздничная книга «Новый год. От истории елочных игрушек до традиций разных стран». Прочитайте отрывок о том, чем украшали елку с 1950-х годов до наших дней и как на это повлияли фильм «Карнавальная ночь», освоение космоса и Олимпиада-80.Главное, что произошло с елочной игрушкой в послевоенное время, — это смена смысловой нагрузки. Она перестала быть такой политизированной, как раньше. Теперь это больше «бытовая» игрушка. В ней меньше идеологии и больше красоты.
Дело в том, что советские люди устали от аскетизма. В довоенные годы все рьяно боролись с мещанством, считалось, что восхищаться красивыми шторами или симпатичным бра могут только люди недалекие и с «буржуазными замашками». Но лишения войны так измучили граждан, что теперь большинство стремилось окружить себя эстетичными вещами, милыми безделушками.
Уютные занавески, салфеточки на столе, изящный чайный сервиз — это приятно глазу и украшает жизнь. Такие мелочи теперь не высмеиваются, а составляют часть быта советского человека. Эстетика стала возвращаться в дома и квартиры, школы, общественные организации.
Тенденцию поддерживало и правительство, поэтому в СССР на елках в 1950‑е годы появляются украшения в виде ваз и корзин с цветами, кувшинов и самоваров, домиков. Их создавали и расписывали вручную.
Большой любовью и спросом пользовались бусы из стекляруса. Это незатейливое, доступное по цене украшение выглядело довольно пестро и колоритно. Из того же материала изготавливали венки, звезды, растения. Такие декоративные подвески называли дворцовыми люстрами из‑за их сходства с помпезными хрустальными осветительными приборами.
Вместе с тем продолжали выпускать новогодние игрушки к важным событиям. Так, в 1956 году началась массовая пропаганда кукурузы — Н. С. Хрущев призывал засадить ею все поля: целину, земли для кормовых, даже пастбища. Причем от Казахстана до Таймыра. Про нее снимали кино и мультфильмы, о ней слагали песни и стихи, в магазинах предлагали кукурузные палочки, хлеб, хлопья и даже… колбасу и шампанское. Вскоре кукуруза «выросла» и на каждой новогодней елке. Стеклянные и пластмассовые початки на подвеске и на прищепках были чрезвычайно популярны.
Вот она, «царица полей» — кукуруза! Символ эпохи, непременный атрибут елки хрущевского времениПлан Хрущева не сработал, так как царицу полей высаживали и в северных регионах, урожай не оправдал ожидания — она попросту не вызревала. Но в роли елочной игрушки кукуруза оставалась востребованной еще долгие годы. К тому же вслед за ней стали выпускать другие овощи и фрукты. Если раньше на ель вешали морковку и яблоки, теперь среди хвои можно было увидеть виноград и тыкву, огурцы и помидоры, картошку и лук. Некоторые из них выглядели так аппетитно, что просились в салат — особенно учитывая, что настоящих свежих аналогов было мало.
В 1956 году страна впервые посмотрела фильм «Карнавальная ночь». Он стал лидером кинопроката: было продано почти 50 миллионов билетов! И это несмотря на то, что объявления о показе не было, поскольку худсовету творение Рязанова показалось неперспективным. Но «Карнавальная ночь» уже почти 70 лет остается в рейтинге самых любимых новогодних комедий, и к тому же именно благодаря ей на ветвях домашних и общественных елочек появились игрушки в виде часов, стрелки которых показывали без пяти минут полночь.
Все, что связано с новогодними праздниками, обладает каким‑то особым обаянием. Например, почему мы в сотый раз пересматриваем «Карнавальную ночь» или «Иронию судьбы»? Ответ у каждого свой…В 1957 году запущен первый искусственный спутник Земли. В том же году в космос полетела собака Лайка. Это широко освещалось в прессе и сразу нашло отражение в играх и игрушках, в том числе новогодних. Так, неимоверно популярны в то время стали елочные фигурки, посвященные освоению космоса: планеты, космические корабли, ракеты, спутники, космонавты и тому подобное. Даже звезду на верхушке дерева практически полностью вытеснила в ту пору пика в виде ракеты. Советский Союз развивался сверхскоростными темпами, заводы и фабрики работали бесперебойно, в лабораториях и на испытательных полигонах трудились ученые, инженеры, летчики. Хотя до знаменитого полета Гагарина еще далеко, тема покорения межгалактического пространства обсуждается на самых верхах и среди граждан, причем это касается и взрослых, и ребят.
В начале 1960‑х годов производство новогодних игрушек поставили на поток. Ручной труд больше не используется, но художники, как многие представители других творческих профессий, экспериментируют с формой и цветом. То время вообще считается расцветом искусства, хотя вездесущая цензура пристально следила за новыми фильмами, книгами, картинами. Вспомните знаменитых поэтов, бардов, писателей‑шестидесятников, неувядающие комедии «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Девчата», «Бриллиантовая рука».
Наши бабушки и дедушки собираются в новогоднюю ночь перед экранами телевизоров. Смотрят «Голубой огонек», разливают шампанское в хрустальные фужеры, угощают гостей только вошедшим в моду салатом оливье. На елке переливается огнями электрическая гирлянда, светятся разноцветные шары, покрытые специальной краской, покачиваются стеклянные сосульки, шишки, пирамидки.
В следующем десятилетии на ветках уже красуются пластмассовые Чебурашки и Крокодилы Гены, Карлсоны, Винни-Пухи.
А еще через десять лет в Москве происходят диковинные преображения. …Июль. Плавится асфальт. На столичных улицах еще никогда не было так тихо и чисто. Люди даже разговаривают вполголоса. Не от страха, а кто с благоговением, кто удивленно. В магазинах нет очередей. В ЦУМе так пустынно, что тянет закричать и послушать эхо в ответ. На прилавках — прямо‑таки райское изобилие, причем рядом с отечественными товарами невиданные заморские деликатесы.
Маленькая девочка дергает маму за руку:
— Это чего? — кивает на крошечную баночку.
— Джем, — читает та и сама не может оторваться от витрины.
Колбасная нарезка, соки, масло, сыр — все в элегантных маленьких упаковках, будто игрушечное.
Рядом мужчина толкает в бок жену и с тихим восторгом говорит:
— Клав, ты глянь, пиво в банках!
Клава в ответ только качает головой, тоже восхищенная.
На улицах на каждом шагу иностранцы — американцы, немцы, китайцы, испанцы, итальянцы, звучит непонятная и непривычная уху речь. И за каждым поворотом милиционеры и дружинники, а еще — киоски с кока‑колой. И толпы прекрасных девушек в икарусах — как будто конкурс красоты. Но русских красавиц собирали по всей стране не ради конкурса, а для Олимпиады‑80.
Ради этого грандиозного события из столицы вывезли неблагонадежных, отдраили улицы, построили массу спортивных объектов. Словом, подготовка была фантастическая и того стоила. Получилась настоящая феерия! Люди плакали, смеялись, гордились собой и своей страной. До сих пор наши родители вспоминают прощание с олимпийским мишкой, будто расставание с другом.
Наследием той Олимпиады стали медали наших спортсменов, темнокожие ребятишки в столичных яслях и тот самый мишка на советской елке. Его фигуру как символ мощи отечества и единства народа вообще использовали всюду: на календариках, конвертах, на майках и футболках. Были плюшевые медвежата разных размеров, но елочный мишка из пластика стал самым доступным напоминанием об Олимпийских играх 1980 года. И появился почти в каждой семье.
Сейчас стоимость такого украшения из прошлого века может достигать 1 500 рублей в зависимости от материала. Это еще вполне доступный антиквариат, а вот игрушка в виде Балды, героя из сказки Пушкина, стоит около 60 тысяч! Фигурка Карацупы, известного пограничника с собакой, 1936 года выпуска предлагается на аукционе за 100 тысяч рублей. И это только начальная цена!
С тех пор подобной значимой новогодней игрушки не было. Повода не случилось.
Историю страны в лихие 90‑е можно отследить не по новогодним игрушкам, а по их отсутствию. Елки наряжали с помощью тех украшений, что остались от родителей и бабушек‑дедушек. Чуть позже на рынок хлынули китайские товары, в том числе и елочные шары, сосульки, снежинки. Российское производство находилось в упадке. Когда же постепенно все наладилось, стали выпускать изделия по западному образцу: лаконичные, в большинстве своем монохромные. Сама елка из домашней, семейной любимицы превратилась во многих домах в предмет дизайнерского искусства.
Новый век ознаменовался таким прогрессом и техническим прорывом, что от изобилия зарябило в глазах. Разнообразие елочных игрушек поражает воображение. Обилие материалов и широкие производственные возможности позволили поставлять на прилавки стеклянные и пластиковые, вязаные и кожаные, расписные и покрытые глазурью и блестками украшения всевозможных форм.