В издательстве «Эксмо» вышла книга «Новый год и Рождество. Волшебная история зимнего праздника от древности до наших времен». Зачем люди начали колядовать, откуда произошло это слово и почему во время Святок надо много петь и танцевать — читайте в отрывке. В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь установил, что новый год будет начинаться 1 января. Кстати, этот месяц получил свое название в честь бога Януса — творца, покровителя выбора, вдохновения и всех жизненных начинаний. Янусу молились, чтобы новый год был успешным, принес счастье и достаток. А сам календарь в честь правителя Рима стал юлианским. И так как греко-римская культура оказала большое влияние на историю всей Европы, начинания Цезаря пережили века, и именно 1 января стали отмечать начало нового года в большинстве европейских государств. А вот до появления Рождества как праздника было еще далеко.
Две тысячи лет назад на территории Древней Иудеи, бывшей тогда римской провинцией, зарождается христианство. Путь у этой религии оказался долгим и тернистым. Долгое время в Римской империи христиан, веривших в приход Мессии — Спасителя, сына Божьего, не признавали и обвиняли во всех смертных грехах. Например, при императоре Нероне грандиозный пожар, едва не уничтоживший город, объявили делом их рук. Но в IV веке христианство в Риме начинает приобретать статус основной религии, и уже в хрониках этого времени есть упоминания о праздновании Рождества — того самого дня, когда появившаяся на небе звезда возвестила о чуде: рождении Иисуса Христа. На Руси, где христианство закрепилось как государственная религия только в X столетии, праздновать его начали, возможно, при князе Владимире Святом. Хотя, как и многие другие религиозные праздники, Рождество оказалось тесно переплетено с наследием язычества, например с почитанием духов, что и дало начало Святкам… Впрочем, об этом чуть позднее.
Расписные своды соборов, огоньки свечей, многоголосое церковное пение — все это создавало особую атмосферу ожидания чуда, веры в непременную победу добра над злом.
Новый год — день окончания старого года и начала нового — долгое время существовал параллельно с Рождеством. Но оба эти праздника приобрели привычный нам антураж — елки, мандарины, салат оливье, подарки — далеко не сразу.
…1582 год. Население сразу нескольких стран Европы пытается осознать странное событие: после четвертого октября сразу наступило пятнадцатое. «Как? Почему?» — изумляется народ на ярмарочных площадях и в храмах, слушая и пытаясь осмыслить указы, которые зачитывают охрипшие глашатаи. Хотя простой народ больше привык ориентироваться не на письменные календари, а на народные приметы, такая новость, согласитесь, все равно может выбить из колеи!
А объяснялось все так. Папа Римский Григорий XIII выступил с инициативой введения нового календаря, который получит название «григорианский». Эта система счисления была основана на обращении Земли вокруг Солнца. На новый календарь решили перейти потому, что в юлианском была погрешность: продолжительность календарного года по нему получалась на несколько минут длиннее солнечного. Казалось бы, какая разница? А такая, что постепенно накапливались лишние дни и день весеннего равноденствия постепенно сдвигался. А значит, сдвигались также Пасха и некоторые другие важные религиозные праздники! Допустить такое безобразие было нельзя, поэтому решили провести реформу календаря. То есть даты по юлианскому календарю превратились в даты по старому стилю, а григорианский календарь подарил нам новый стиль летоисчисления. Впрочем, не нам, а в первую очередь тем странам, где исповедовался западный вариант христианства — католицизм.
А в России, как всегда, все было по-своему!
Много лет Новый год у нас праздновали 1 марта: новолетие связывалось с началом полевых работ, пробуждением природы. Годы же с распространением христианства начали считать от сотворения мира. С конца XV века с Новым годом россиян можно было поздравлять 1 сентября. Тоже своего рода рубеж — начало сбора урожая и подведения итогов. Кстати, в праздновании новолетия также принимала активное участие православная церковь! …Звенят колокола, к стенам Московского Кремля стягивается принаряженная знать. Бояре и аристократы занимают места поближе к установленному прямо на Соборной площади аналою с Евангелием и иконами, рядом с которым возведен крытый драгоценными коврами помост. Царь и патриарх в праздничных одеяниях, обойдя площадь с иконами и хоругвями, занимают свои места — начинается продолжительное богослужение: возносятся благодарственные молитвы за прожитый год, молятся о здравии царя и церковных иерархов, потом просят божественного покровительства в году наступающем и служат торжественную обедню.
А в 1700 году, под грохот столь любимых царем Петром I пушек, приход нового года начали отмечать 1 января, по образу и подобию европейских государств.
— Пиши! — велит государь дьяку. — «Великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич… указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года… Да генваря ж в первый день, в знак веселия, друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим… каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу…»
Писарь ухмыляется: совсем недавно в честь очередной победы над многочисленными врагами из пушек в Москве палили так, что в половине домов столицы повыбивало окна…
Царь страстно желал поставить Россию вровень с Европой, в том числе и в календарном смысле. Тогда мы жили по юлианскому календарю, и у нас сначала отмечалось Рождество (25 декабря), а потом уже Новый год — 1 января.
Годы начали отсчитывать от рождества Христова — на смену 7208 году от сотворения мира пришел 1700-й.
Много лет подряд в Российском государстве, как и в большинстве христианских государств, отмечались и Новый год, и Рождество. Впрочем, справедливости ради отметим: Рождеству уделялось гораздо большее внимание. Население в целом было религиозным, поэтому и церковные праздники были более значимы. Кстати, по этой же причине именины тогда были важнее, чем день рождения. Ведь, принося ребенка крестить, родители давали ему не просто имя, которое им нравится, — они нарекали его в честь определенного святого, чтобы чадо всю жизнь было под надежной защитой.
И когда в Российской империи появились поздравительные открытки, рождественских было значительно больше, чем новогодних. Редко, но можно было найти открытку, на которой размещалось поздравление сразу с двумя праздниками.
«Веселится и ликует весь народ»
Широкая русская душа довольно быстро объединила все зимние праздники — Рождество, Новый год, Крещение — в один долгий веселый хоровод… Дни от Рождества до Крещения в славянских государствах стали называться Святками. Когда христианство получило широкое распространение, церковь начала призывать людей посвящать в эти дни больше времени молитвам, благотворительности, размышлениям о вечном. А также воздерживаться от чрезмерного веселья, злословия, заключения брака и так далее. Но, как это часто бывает, сквозь строгие правила новой веры прорывались старые — языческие. Гадания, ряженье, надевание масок-личин, всевозможные игрища и развлечения на свежем воздухе, веселые и не всегда пристойные песни, призывающие благополучие и плодородие… И конечно же, колядки. Откуда взялось это название? По одной из версий, Коляда — имя древнего языческого бога, покровителя обновления природы и бесконечности природных циклов.
Как говорится, не можешь предотвратить безобразие — возглавь его. Церковь, конечно, не стала покровительствовать рождественско-крещенскому веселью, но в то же время перестала ему активно противодействовать. Тем не менее в песнях и разнообразных представлениях рекомендовалось восхвалять Иисуса и святых, а от гадания, личин, возлияний и разнузданных похождений — отказаться. Но не тут-то было. Древние поверья о том, что злые силы можно отпугнуть весельем и шумом, были унаследованы благонамеренными христианами. Считалось, что во время Святок разнообразные злые силы пытаются испортить людям радость, принесенную вестью о рождении Христа. Но их всегда можно отпугнуть весельем, песнями и танцами! Поэтому на Святках народ все же развлекался в меру сил и возможностей. Девушки гадали на суженого, молодежь веселилась в самых невообразимых костюмах и — колядовала.
…По деревне несется разноголосое пение. Группы молодежи — от взрослых парней и девушек до совсем карапузов, чрезвычайно гордых тем, что их взяли в компанию, — ходят по домам, распевая песни с пожеланиями здоровья и счастья и получая взамен незатейливые дары, чаще всего съедобные: пироги, яблоки, сладости.
С собой колядующие несут изготовленную из подручных материалов звезду на длинной рукояти, украшенную бумажными цветами, мишурой, цветными стеклышками. С одной стороны, это символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Спасителя, с другой — память о языческих обычаях, напоминание о том, что год повернул на весну: в этом случае звезда воспринималась еще и как символ тепла и света.