Кадр из фильма «Агния»
У нас есть свои «Виды доброты» Йоргоса Лантимоса дома! Именно так можно сказать, посмотрев дебютный фильм Павлы Стратулат. Впрочем, это будет комплимент. История печницы (простите, печника, как поправила бы сама героиня), девушки с огненным именем Агния, которая соглашается построить баню нечистому на руку чиновнику — это и комедия абсурда, и политическая сатира, и высказывание о взаимоотношениях полов (и стеклянных потолков) в России. Странно, смешно, необычно, с потрясающей Евгенией Громовой в главной роли.Кадр из фильма «Вечная зима»
Очень грустное, но одновременно и жизнеутверждающее кино о родителях, которые потеряли ребенка и не знают, как им теперь дальше существовать. Короткая (чуть больше часа), но насыщенная одиссея героев по всем этажам бытового и эмоционального ада — от почти полной невозможности принять случившееся до тяжелых, изматывающих попыток жить дальше. Одна из лучших работ в карьере Александра Робака в роли отца, который мечтает о мести, но не знает зачем.Кадр из фильма «Кончится лето»
Фильм, проката которого придется подождать до следующего года, но ждать однозначно стоит. Новый фильм Владимира Мункуева («Нуучча») и номинанта на премию «Оскар» Максима Арбугаева («Выход») — это криминальный триллер о двух братьях, бегущих по всей Якутии от правосудия, который ближе к финалу обретает черты практически библейской истории. А заодно отвечает на вопрос, как остановить бесконечно разрастающуюся цепочку насилия, если не повезло стать звеном в ней (спойлер: практически никак).Кадр из фильма «Кукушка»
Еще один фильм из Якутии — крайне изобретательный этнохоррор, отсылающий к стилистике немецкого киноэкспрессионизма (который прям в тренде — см. также «Носферату» Роберта Эггерса, вышедший в этом же году). Снято режиссером-дебютантом, но поверить в это трудно — слишком уж мастерски сделан этот удивительный фильм про столкновение с первородной нечистой силой. В прокате тоже придется подождать, но если вы фанат жанра, то стоит набраться терпения. Да и если не фанат, а обладатель крепких нервов — тоже.Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Главный российский блокбастер года — скандальный, масштабный, невероятно красивый и чертовски точно передающий если и не текст, то саму атмосферу бессмертного произведения Булгакова. Талантливейшему ремесленнику Михаилу Локшину удалось и сохранить поэтику в сочетании с фирменным хулиганством и черным юмором, и сделать фильм с человеческим лицом, и выдать зрелищное кино. Такого качества фильмами, только в большем количестве, можно было бы смело «импортозамещать» самые громкие американские релизы.Кадр из фильма «Надо снимать фильмы о любви»
Главный феномен авторского кино последних лет, экс-математик, а ныне режиссер, поэт, писатель и вообще человек-оркестр Роман Михайлов слегка сбавил обороты и представил всего лишь два фильма за год. Но такой индивидуальности, как у него, нет во многих фильмах, которые снимаются по несколько лет. «Надо снимать фильмы о любви», помимо участия теперь уже мировой звезды Марка Эйдельштейна, покоряет своим духом бунтарства и нонконформизма — такое необычное и смелое кино может снимать только Михайлов. Кстати, для полноты впечатлений смотреть стоит в паре с идейным продолжением — «Жар-птицей» с почти тем же составом.Кадр из фильма «Папа умер в субботу»
Дебют Заки Абдрахмановой, известной как сценаристка «Пингвинов моей мамы», вышел не идеальным, но точно заслуживающим зрительского внимания. В истории про путешествие москвички Айко в Казахстан, где в окружении жен и других детей умер ее отец, скрывается тонкое исследование на тему взаимоотношений между современными молодыми людьми и старшим поколением. Местами смешно, местами больно, но очень проникновенно и точно.Кадр из фильма «Пришелец»
Фильм, который украсил бы программу любого фестиваля независимого кино а-ля «Сандэнс». Фантастическая трагикомедия про мужчину, который уверен, что слышит инопланетян, рассказывает в первую очередь не о странностях главного героя, а о том, как порой тяжело нам, «нормальным» людям, принять нечто, что отклоняется от привычной картины мира. Прекрасный Максим Стоянов в главной роли и еще более прекрасная 11-летняя актриса Алена Мирошникова, которую, уверен, ждет большое будущее.Кадр из фильма «Снег в моем дворе»
Меланхоличная комедия в духе фильмов Отара Иоселиани — о двух друзьях, которые вдруг, после долгого простоя в отношениях решили вновь начать общаться по скайпу, когда обоим перевалило за полтос. Фильм Бакура Бакурадзе, не (с)только сценариста «Вызова», но и автора тихих, медленных и всегда пропитанных какой-то удивительной, светлой тоской фильмов. Как если бы Вуди Аллен родился не в Нью-Йорке, а в Москве или Тбилиси и вырос не на фильмах Фрэнка Капры, а на Данелии и все том же Иоселиани.Кадр из фильма «Чистый лист»
Фильм дебютантки Полины Кондратьевой с первых кадров подкупает своей честностью. Сюжет о девушке-проблеме, которая устраивается сиделкой к дочери своей учительницы, страдающей от ДЦП, не манипулирует вниманием и чувствами зрителя, говорит о важном, но аккуратно, бережно и без истерик. Полина Цыганова в этом году вполне заслуживает звания главной молодой актрисы — не только за «Чистый лист», но и за щемящую семейную драму «110». Но выделим именно первый фильм, как идеальную стартовую точку для знакомства.Читайте также