Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871
Главное произведение о весне в истории русского искусства. Сейчас его можно увидеть на выставке, посвященной передвижникам — художник входил в товарищество. И его работа была хитом их первой экспозиции в 1871 году.Алексей Саврасов. Весна. 1883
Совсем маленькая работа, которую легко можно пропустить (всего 18 на 26 сантиметров), хранится в Третьяковской галерее в витрине под стеклом. Это более ранний пейзаж художника — еще более лаконичный по сюжету. И именно этот тон, заданный Саврасовым, подхватил его ученик Исаак Левитан. Он превратил свои пейзажи в философские высказывания. Хотя до Саврасова и Левитана этот жанр имел итальянские черты, а их предшественники часто писали картины за рубежом.Исаак Левитан. Весна в Италии. 1890
Эти нарядные деревья в цвету Левитан привез из своей поездки по Европе в 1890 году. Тут яркое голубое небо контрастирует с розовым цветущим миндалем. И трава, и деревья настойчиво сообщают о весне. Существует еще одна картина, которую Левитан написал в этой поездке. На ней тоже и горы, и яркие деревья, но весна уже более поздняя — переходящая в лето.Исаак Левитан. Весна — большая вода. 1897
Совсем другая, тончайшая по колориту, «Весна — большая вода» 1897 года, которую называют продолжением полотна «Грачи прилетели» учителя Левитана — Саврасова. Она буквально пропитана солнцем и светом. Левитан изобразил бесконечность жизненного цикла, круговорот в природе и судьбе человека. Конечно, в наводнении нет ничего хорошего, но Левитан нам показывает: лишняя вода уйдет, весна вступит в права, и даже нежные березки выдержат все это межсезонье.Станислав Жуковский. Весна в лесу. 1918
А вот в «Весне в лесу» художник Жуковский оставляет березки на втором плане, а вперед выводит вечнозеленые сосны. Ему нравится писать эффекты, которые создает солнце в их ветвях. Он соединяет в произведениях подход Левитана, Коровина и Серова. Художник любил работать на открытом воздухе: стоять с мольбертом и холстом в лесу и не упускать ни одной детали. А эта лужа на переднем плане — излюбленный образ Василия Поленова, у которого Жуковский учился.Станислав Жуковский. Радостный май. 1912
Жуковский вошел в историю искусства с пейзажами и интерьерами усадеб. Художник восхищался нарядным бытом и часто фиксировал его в работах. Две свои любимые темы он совместил в картине «Радостный май». Из комнаты на улицу ведут распахнутые в весну окна: так и хочется скорее выбежать туда, на солнце, на прогулку.Фото: Исаак Левитан. Весна в Италии. 1890
Читайте также
Читайте также