Образ олимпийского мишки пришел художнику Виктору Чижикову во сне, а утвердил финальный эскиз и вовсе ирландец Майкл Килланин. Официально талисмана спортивных игр назвали Михаил Потапович Топтыгин, но в народе он так и остался олимпийским мишкой.Как раз ровно 45 лет назад его и запустили в небо. По этому случаю публикуем отрывок из книги Ивана Корнеева «Олимпийский Мишка. Судьба последней советской утопии и ее талисмана», которая
вышла в издательстве Individuum.
К 1 апреля 1977 года Оргкомитет отбирает цветные эскизы медведей от шестидесяти главных претендентов. Следующие несколько месяцев в Оргкомитете идут обсуждения, какой из талисманов выбрать в качестве основного. Чиновники исходят из собственных соображений. В первую очередь, талисман должен быть запоминающимся и лаконичным. Второй важный фактор — возможность перемещать образ из объемного решения в плоское, с одного товарного знака или сувенира на другой.
Глава экономической программы игр Владимир Коваль особенно подчеркивает, что образ должен обладать «патентной чистотой», чтобы использовать его в коммерческих целях. Это значит, что рисунок не должен быть похож ни на одного известного медведя, уже нарисованного в СССР или за границей за несколько сотен лет. И самое главное, медведь обязательно должен быть олимпийским. А с этим у большинства кандидатов проблема — органично вписать символику и цвета игр в образ лесного животного не так-то просто.
Семен Майстерман, Николай Наумен/ТАСС
Ту же самую проблему не может решить и Виктор Чижиков. Он пытается приладить животному кепку с олимпийскими кольцами и цветами пяти континентов, но она загораживает уши. Другой вариант — повесить на шею медаль с символикой игр, но к такому ходу уже прибегли создатели монреальского талисмана. В итоге Чижиков не успевает придумать решение к апрельскому дедлайну и сдает в Оргкомитет медведя без олимпийской символики. Такого кандидата чиновники вряд ли сочтут подходящим. Чтобы сделать финальный выбор, они готовят большую выставку эскизов, на которую пригласят почетных гостей.
Лето 1977 года. С отправки эскиза на конкурс олимпийского талисмана прошло уже несколько недель. Виктор Чижиков ждет решения конкурсной комиссии, но его не объявляют. В поисках последнего, олимпийского, кусочка пазла для своего образа он отложил всю остальную работу и просрочил заказ по иллюстрациям для книги Агнии Барто. Но все решения кажутся искусственными и неподходящими.
В одну из тревожных ночей художник вскакивает с кровати — простое и элегантное решение пришло к нему во сне. Не откладывая работу на потом, Чижиков включает свет, достает карандашный набросок и вписывает в него образ из сновидения — разноцветный пояс тяжелоатлета с пряжкой в форме пяти олимпийских колец. Медвежонок наконец приобретает нужную спортивную форму и официальную символику.
Наутро Чижиков приезжает в офис Оргкомитета и просит разрешения дополнить свой эскиз. Он врисовывает олимпийский пояс в цветную версию изображения и возвращает обратно.
Ун Да-син Вячеслав/ТАСС
Через некоторое время изображения всех шестидесяти претендентов выставляют в небольшом помещении для показа почетным гостям. Особенно сильно организаторы хотят услышать мнение президента Международного олимпийского комитета — лорда Майкла Килланина.
Ирландец степенно прогуливается по залу и осматривает изображения, как вдруг резко останавливается у одного из эскизов, указывает на него пальцем и произносит:
— Так вот же он!
Работники Оргкомитета сбегаются на крик президента МОК. Он указывает на рисунок Виктора Чижикова.
Трудно сказать, почему советские чиновники доверили финальный выбор талисмана игр лорду Килланину. Возможно, что они попросту боялись взять на себя ответственность и сделать выбор от лица всего народа. Или же умело заручились поддержкой президента МОК, заранее прорекламировав ему своего собственного фаворита. Так или иначе, вскоре рисунок Чижикова отправляется на утверждение в Политбюро. А в сентябре 1977 года в квартире художника раздается телефонный звонок с радостной новостью: медвежонка утвердили в ЦК. Чижикова приглашают в Оргкомитет для оформления документов на использование талисмана, где и происходит спор за патент на медвежонка, описанный в начале раздела. К соглашению стороны не придут: художник откажется подписывать документы и возьмет время на раздумье.
Эндель Таркпеа/ТАСС
Через много лет Виктор Чижиков скажет, что его творческая мастерская стала «родильным домом» Олимпийского Мишки. Первый заместитель главы Оргкомитета Виталий Смирнов, наоборот, назовет талисман «любимым детищем нашего коллектива». Он вспомнит, как чиновники проводили конкурс, отбирали победителя и дорабатывали мельчайшие детали образа, вплоть до угла поворота головы. Их вмешательство в творческий процесс действительно существенно. Генеральный секретарь Оргкомитета Александр Гресько, например, до последнего убеждает коллег убрать с изображения медвежонка когти, которые напоминают о хищной природе животного.
Несмотря на увесистые аргументы официальных лиц, Виктор Чижиков знает, что авторские права должны принадлежать ему. Но бороться с бюрократической машиной сложно. Поэтому осенью 1977 года Чижиков просит совета у старшего коллеги — художника Михаила Куприянова, одного из основателей творческой группы «Кукрыниксы». В ответ на свою историю Чижиков слышит прагматичную реплику человека, который уже очень много лет работает с советской властью:
— Витя, ты — известный детский художник, тебя печатают, знают и любят. И всего этого ты добился сам. Не дай им сломать твою биографию. После нескольких недель раздумий Чижиков все же соглашается играть по правилам Оргкомитета. Он приезжает в офис организации и сообщает, что готов подписать договор. На радостях чиновники увеличивают объем вознаграждения с 250 до 1 300 рублей. По документам художник продает Оргкомитету не талисман или символ Олимпиады-80, а рисунок под названием «Забавный медвежонок».
Брюханенко Эдгар/ТАСС
В дополнение к договору Чижиков подписывает еще один документ — машинописный текст из пяти строк, который удостоверяет, что все доходы от продажи сувенирной продукции с медвежонком художник просит перечислять в пользу Оргкомитета «Олимпиада-80».
Права на талисман официально переходят к организации, а Чижиков за свою работу получит еще около 800 рублей за следующие три года. Его не допустят к дальнейшей работе по прорисовке медвежонка на плакатах, сувенирной продукции и в мультфильмах. Даже билет на открытие Олимпиады-80 художнику выдадут нехотя. Добиваться юридических прав на талисман Чижиков будет всю оставшуюся жизнь. Позже, когда журналисты попробуют отыскать оригинальный эскиз медвежонка с подписью Чижикова, Владимир Родиченко сообщит, что он бесследно исчез.
В конце 1977 года талисман Олимпиады-80 выходит на всеобщее обозрение. Для официальных отчетов Международного олимпийского комитета ему даже придумывают полное имя — Михаил Потапович Топтыгин. Но официальная кличка не приживется: в народе его прозовут просто Олимпийским Мишкой. Символом эпохи и страны становится улыбчивый ребенок, заключенный в тело вечного аватара России — бурого медведя. Воспитывать героя дальше, развивать его характер и выстраивать судьбу теперь будут чиновники из Оргкомитета «Олимпиада-80». Они не случайно затеяли долгую игру с получением прав на талисман. У Игнатия Новикова и его помощников на Мишку большие планы.
Фото: Александр Яковлев/ТАСС