Форма поиска по сайту
Все материалы

Шишкинская «Зима» и камерный Пименов: топ-10 экспонатов выставки «Образ Москвы» на ВДНХ

В павильоне «Центральный» на ВДНХ до 1 февраля следующего года показывают шедевры из петербургского Русского музея. Рассказываем, на какие из экспонатов стоит обратить особое внимание.

О чем выставка

Экспозиция «Образ Москвы в русском искусстве» поделена на четыре раздела, которые рассказывают о разных этапах жизни Москвы от старины до современности. Отдельная секция «Москвичи» задумана как своего рода портретная галерея. Среди более чем 100 работ, приехавших из Петербурга, есть очевидные шедевры. Например, многометровое «Торжественное заседание Государственного совета» кисти Ильи Репина или «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой» Валентина Серова, который почти никогда не покидает постоянную экспозицию Русского музея. Рассказываем о десяти экспонатах выставки, включая наиболее яркие и не самые очевидные.

Федор Алексеев. Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста. 1800–1810

Федор Алексеев. Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста. 1800–1810

Выставка открывается разделом «Старая Москва», в котором присутствует сразу несколько работ Федора Алексеева. Сын сторожа Императорской Академии художеств, после окончания пейзажного класса Алексеев отправился оттачивать мастерство в Венецию. Сразу после этого Академия командировала его в Москву для «снятия видов». Главным героем этого полотна становится Каменный мост с его узнаваемыми арочными пролетами. Картина написана не позднее 1810 года. В экспозиции она соседствует с работой Максима Федорова, младшего современника Алексеева. Это почти тот же вид, но созданный в 1818 году, когда Кремль восстанавливали после нашествия Наполеона.

Жерар Делабарт. Подновинское предместье в Москве во время народного гулянья. 1795

Жерар Делабарт. Подновинское предместье в Москве во время народного гулянья. 1795

В центральном зале выставки собраны работы из посвященного Москве цикла французского художника Жерара Делабарта. Считается, что заказчицей этой серии была императрица Екатерина II. На полотнах француза запечатлена не только архитектура: почти каждая картина «населена» горожанами, которые развешивают белье, дерутся или катаются с ледяных горок. Изображенное на одной из картин Подновинское предместье было у москвичей излюбленным местом празднования Пасхи.

Алексей Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день. 1895

Алексей Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день. 1895

Исторический жанр в русской живописи достиг пика своей популярности в XIX веке. Сюжеты из эпохи Ивана Грозного или Смутного времени можно найти у Сурикова, Репина, Верещагина и многих других именитых мастеров. На фоне этих детально проработанных многофигурных композиций своей яркостью и простотой выделяется масштабное полотно Алексея Рябушкина. На его картине залитая ливнем улица превращается в настоящий живой поток, задающий особый ход повседневной жизни горожан.

Илья Репин. В осажденной Москве. 1912

Илья Репин. В осажденной Москве. 1912

Илья Репин не менее неожиданно подходит к историческому полотну, написанному по случаю 100-летия со дня победы над Наполеоном. Ярко-красные всполохи пламени, бушующего у стен Кремля, занимают почти все пространство картины. В этом буйстве красок едва узнаются очертания людей или предметов. Эту атмосферу хаоса искусствоведы считают своего рода живописным пророчеством ужасов Первой мировой войны.

Василий Верещагин. Осада Троице-Сергиевой лавры. 1891

Василий Верещагин. Осада Троице-Сергиевой лавры. 1891

Эту картину Верещагин написал по просьбе императора Александра III. Посвящена она реальному историческому сюжету времен Смуты, когда войска Лжедмитрия II осаждали подмосковную Троице-Сергиеву лавру.

Иван Шишкин. Зима. 1890

Иван Шишкин. Зима. 1890

Зимних пейзажей на выставке немного. Есть, например, неожиданное полотно Василия Верещагина «Старая Москва» с припорошенным снегом видом на Кремль. Но еще сильнее манит глаз посетителя картина Ивана Шишкина «Земля»: каждый третий зритель считает своим долгом пошутить, что пейзажу недостает только медведей, желательно белых.

Аполлинарий Васнецов. Новодевичий монастырь. Башни. 1890

Аполлинарий Васнецов. Новодевичий монастырь. Башни. 1890

Славящийся детальной проработкой исторических деталей Аполлинарий Васнецов представлен на выставке несколькими вещами. Одна из них — полусказочная картина «Старая Москва. Улица в Китай-городе». Вторая — гораздо более необычное полотно «Новодевичий монастырь. Башни». Это вполне реалистичное изображение места, где художник много работал в последние годы жизни. Главная особенность картины — любовно прописанная архитектура, ценителем и знатоком которой был Васнецов.

Юрий Пименов. Между работой и театром. 1960

Юрий Пименов. Между работой и театром. 1960

В разделе «Новая Москва» преобладают праздничные, парадные портреты города. Но есть среди них и камерные работы, например картина Юрия Пименова «Между работой и театром», в которой заявленный в названии бытовой сюжет раскрывается через немой диалог вещей. Пименов был одним из главных летописцев Новой Москвы, в одноименном разделе его наследию выделена отдельная стена с восемью работами, включая лирическое полотно 1975 года «Место свиданий» с изображением участка тротуара у станции метро «Парк культуры».

Петр Вильямс. Портрет К. С. Станиславского. 1933

Петр Вильямс. Портрет К. С. Станиславского. 1933

Отдельное место в экспозиции занимает портретная галерея москвичей. В ней можно найти образы ученых и писателей, врачей и передовиков производства. Особый интерес представляют портреты сказителя былин Василия Щеголенка и мецената Саввы Овденко кисти Ильи Репина.

Петр Вильямс в 1930-е годы занимался оформлением спектаклей, которые ставили на сцене МХАТа. Работу у художника принимал Константин Станиславский. Его портрет кисти Вильямса — это сцена прогона знаменитой чеховской «Чайки» (герои пьесы угадываются на заднем плане), которая подарила театру его эмблему. Рядом висит групповой портрет артистов МХАТа, написанный Василием Ефановым.

Ирина Марц. Утро. Птицы. 2016

Ирина Марц, «Утро. Птицы» (2016)

Произведения женщин-художниц встречаются на выставке исключительно в разделе «Новая Москва». Это работы последних 50 лет от датированного 1980 годом полотна Натальи Нестеровой «Метро» до написанной в 2016-м картины Ирины Марц «Утро. Птицы».

Композиция Нестеровой — своеобразная рифма к «Московской улице» Рябушкина. Вот только спешащие горожане находятся не посреди слякотной средневековой улицы, а огибают узнаваемые скульптуры Матвея Манизера на станции метро «Площадь Революции».

Картина Ирины Мерц — одно из самых ярких и экспрессивных полотен раздела. На нем изображен Елоховский собор, неподалеку от которого расположена мастерская художницы.

Текст: Александр Быковский

Фото: Жерар Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797