В музее Михаила Булгакова на Большой Садовой до 14 ноября идет камерная выставка, где мода 1920–1930-х годов становится ключом к пониманию всей эпохи. Экспозиция покажет, как одевались во времена создания главного романа писателя «Мастер и Маргарита». Мы побывали на выставке, которую запросто можно обойти всего за полчаса, и рассказываем, на что тут точно стоит обратить внимание.
Кратко
Проект превращает булгаковский роман в исследование моды 1920–1930-х. Кураторы — историк Ася Аладжалова и заведующая научно-просветительским центром музея Елена Михайлова — воссоздают материальный мир эпохи через одежду и образы героев. Увидите не только костюм и очки в черепаховой оправе, как у Берлиоза, но и черное шелковое платье, как у Маргариты. В январе 2024 года музей Булгакова уже показывал костюмы из экранизации
«Мастера и Маргариты» Локшина и делал выставку про стиль самого писателя.
Евгений Чуксеев/пресс-служба Музея Михаила Булгакова
Выставка получилась небольшой: занимает всего одну комнату квартиры. Экспонатов немного, так что обойдете ее за полчаса.
О чем выставка
В 1920-е годы советская модная индустрия переживала настоящий бум. Страна активно открывала новые фабрики, создавала дома моды и экспериментировала с тканями и дизайном. Правда, красивая и стильная одежда оставалась роскошью — массово производили в основном простые и однотипные вещи.
Михаил Булгаков говорил: «Человек плохо одетый — пропал». Писатель и сам всегда следил за своим стилем — даже в трудные времена, а уж когда появились деньги, стал совершать покупки, например, в магазинах на Кузнецком Мосту и в Торгсине на Арбате, а еще заказывал одежду у портных. Его окружение тоже было модным: друзья-художники создавали эскизы для ателье, а жена Елена Сергеевна, прототип Маргариты, считалась одной из самых красивых женщин Москвы.
Евгений Чуксеев/пресс-служба Музея Михаила Булгакова
«В разных редакциях романа Булгакова мы видим, какой была мода, как она менялась, что происходило с легкой промышленностью в стране. Выбирая экспонаты, мы ориентировались на эти описания, ставшие бесценным материалом для изучения истории моды конца 1920-х — конца 1930-х — периода написания романа», — рассказывает Ася Аладжалова, куратор выставки
Как смотреть
Выставка получилась камерной и стала частью «нехорошей квартиры» на Большой Садовой, так что их нужно посещать вместе. Осмотр начните с реплики печатного издания Vogue сентября 1938 года. Дальше двигайтесь к трем стеклянным кубам, где увидите флакон от парижских духов Guerlain художницы Киры Мосяковой. Она была знакома с женой Булгакова и в 1930-х создавала эскизы платьев для легендарного московского ателье Надежды Ламановой. Здесь же представлены металлические броши из Западной Европы из личной коллекции Аси Аладжаловой, куратора выставки.
Евгений Чуксеев/пресс-служба Музея Михаила Булгакова
Далее обратите внимание на стены: там развешаны фотографии писателя и его друзей. Например, Нины Габрилович, соседки Булгакова в доме в Нащокинском переулке. А еще прочитаете, как жеваные брюки Ивана Бездомного ломали привычные нормы городской одежды, а клеенчатая зеленая сумка была предметом роскоши для большинства советских женщин.
Самый большой экспонат — стеклянный стенд с коллекцией одежды: нижнее белье, черное шелковое платье Маргариты, туфли и дамские сумки. В финале выставки — композиция из фотографий приятелей Булгакова и текстовых вставок про предметы нарядов: например, узнаете, что клетчатый кургузый пиджачок (такой носил Коровин в романе) был не костюмом на все случаи жизни, а частью спортивного гардероба.
Смело идите на выставку и не бойтесь «нехорошей квартиры». Только предупреждаем: после визита захочется либо носить шелковые платья, как Маргарита, либо срочно искать очки в черепаховой оправе, как у Берлиоза.
Еще несколько камерных выставок
Если вы из тех, кто не любит долго ходить по музеям, вот вам пара выставок, на которые можно закладывать не больше часа.
«Ольга Чернышева. Улица Сна»
Целый зал работ художницы, вдохновленных чеховской «Степью», в «ГЭС-2». Это не иллюстрации к повести, а, скорее, созвучные образы и мотивы. Полотна в пространстве без перегородок парят в воздухе и лежат на поверхностях, создавая общую инсталляцию. Здесь нет правильного начала экспозиции — каждый выбирает его сам.
Даниил Анненков