Форма поиска по сайту
Все материалы

Метро без излишеств: как могла бы выглядеть станция «ВДНХ». Прочитайте отрывок об этом

что почитать

16 ноября

Арки с мозаикой из дубовых листьев, бра вместо типовых люстр и мозаика Владимира Фаворского — станция метро «ВДНХ» могла стать одной из самых красивых в Москве. Но превратилась в символ «борьбы с излишествами». Публикуем отрывок из книги Александра Змеула «Идеальное метро. Архитектурные конкурсы Московского метрополитена. 1955–1991», изданной Музеем «Гараж».

Станцию «ВДНХ» проектировали те же архитекторы «Метрогипротранса», что и «Спортивную», — Иван Таранов и Надежда Быкова при участии Иоганна Гохарь-Хармандаряна и Юрия Черепанова. Авторы действительно нашли оригинальный ход — основной архитектурной темой станции стали арки распалубки, то есть арочные своды в проходах между пилонами, которые шли от самого пола и одновременно оформляли срезанные углы пилонов. Они придавали станции дополнительный объем, репрезентативность и удобство в эксплуатации. Однако в итоге именно эти арки стали символом пресловутой «борьбы с излишествами».

Госкаталог

Вариант станции, представленный авторами на второй конкурс 1956 года, был гораздо более декоративен, чем итоговый. Арки были украшены орнаментом в виде переплетенных дубовых листьев, перевитых коричневой лентой из флорентийской мозаики, работу над которым успел начать Владимир Фаворский. Свод станции в проекте был собран из зонта с тонким рисунком, а освещение предполагалось посредством бра, установленных на пилонах. Аналогичный прием с зонтом и бра был применен на «Спортивной».

Согласно распространенной версии, проект «ВДНХ» относился к числу наиболее пострадавших в рамках борьбы с излишествами.



Так, Быкова в воспоминаниях отмечала, что «художественное оформление запретили, распалубку покрасили масляной краской». Более того, иногда упоминалось, что отказ от художественного оформления произошел не просто после его утверждения, а уже в процессе реализации. Например, сын авторов станции архитектор Алексей Таранов утверждал, что «Фаворский уже приступил к осуществлению орнамента, часть одного пилона была выполнена в натуре, но после этого заштукатурена и покрашена масляной краской».

С. Павловский. Эскиз фрески «Утро космической эры». 1963. Из коллекции А. С. Павловского

Однако документы свидетельствуют, что архитекторы, понимая невозможность реализации художественного оформления в текущих условиях, на третий конкурс 1957 года сами предложили упрощенные варианты с разным цветовым решением арок распалубки и уже без зонта. На обсуждении проектов Михаил Ильин удовлетворенно отмечал: «Предыдущий проект, который был здесь представлен, отличался большой сложностью, наличием различных розеток и арабесок. Поэтому при упрощении самой системы этих арок и порталов удастся достигнуть более правильного решения». Архсовет Москвы признал наиболее удачным вариант с порталами зеленого цвета, который и был реализован — распалубку окрасили по шпаклевке масляной краской. При этом бра заменили на типовые люстры, которые использовались, например, на «Киевской» Арбатско-Покровской линии, а на месте предполагавшихся бра на пилонах появились круглые вентиляционные решетки.

В сборнике «Метрострой», вышедшем в 1958 году после открытия станции, архитекторы сделали, кажется, последнюю попытку добиться художественного оформления порталов.



«Авторы считают, что задуманное ими убранство распалубок путем наложения орнамента из алюминия следует осуществить во время эксплуатации станции».

В середине 1960-х годов на ранее построенных станциях появляются элементы художественного оформления, которые призваны наглядно раскрыть их названия. Для «ВДНХ» художник Серафим Павловский создает эскиз фрески «Утро космической эры», на которой изображены мать и дитя на фоне открытого космоса. Также он разрабатывает различные варианты витражей для наземного вестибюля: «Земля, материнство, космос», «Марс и Венера», «Миру — мир». Выбор космической тематики для «ВДНХ» объяснялся тем, что рядом со станцией в 1964 году был установлен монумент «Покорителям космоса». Работа «Утро космической эры» в итоге была размещена на станции «Добрынинская».

Фото: И. Таранов, Н. Быкова, Ю. Черепанов, И. Горхарь. Конкурсный проект, реализованный на станции «ВДНХ». 1957. Музей архитектуры им. А. В. Щусева