Форма поиска по сайту
Все материалы

Директор Музея Москвы Анна Трапкова — про новые языки общения и коллекцию, созданную горожанами

В программе «Сити», пока гуляли по Остоженке, пообщались с директором Музея Москвы Анной Трапковой и узнали, почему современный музей напоминает комбинат и какой самый частый негативный отзыв от посетителей получает команда.

Про музей как комбинат и его коллекцию

Музей Москвы рассказывает истории о нашей любимой столице: это и создание летописи города, и разговор о настоящем, и проецирование будущего совместно с горожанами. Мы видим свою миссию в том, чтобы быть медиаторами между тем, что происходит в Москве, и, собственно, человеком, который город любит и им интересуется.

Музею исполнилось 129 лет, и с момента его создания очень много экспонатов в коллекцию музея поступило от самих жителей — горожане хотят оставить свой след в истории города.

Сейчас у нас в коллекции более 900 тысяч единиц хранения, и она постоянно пополняется. Это и археологические поступления, свидетельства повседневной жизни людей на территории города, и специально заказываемые музеем фотографии, живописные работы.

Городской музей — это немножко оксюморон, потому что человек может черпать информацию откуда угодно — интернет, книги, общение. И для нас, как мне кажется, это большой вызов. Мы должны постоянно актуализировать знания о Москве, заниматься сторителлингом о городе, рассказывать о своих уникальных экспонатах.

Все, конечно, стремятся к каким-то ослепительным шедеврам, а наши экспонаты — это часто археологические вещи, но за ними стоит большая интересная история. И вот наша задача как раз-таки с помощью увлекательного сторителлинга, новейших технологий и научных знаний постоянно поддерживать знания о Москве.

Современный музей — это многопрофильный комбинат. Нам нужно постоянно искать новые языки общения с публикой и ни в коем случае не останавливаться, не закрываться.

Про работу директором

Директор музея должен быть очень гибким и открытым новым знаниям, потому что мир стремительно меняется и необходимо следить сразу за самыми разнообразными факторами, которые повлияют в перспективе на людей, на музей и на тот язык, которым ты должен разговаривать с аудиторией.

Еще я бы сказала, что у директора музея нет возможности отключаться, но это совершенно нормально. При такой работе мне кажется важным сохранять интеллектуальные импульсы. Лет десять назад в Лондоне я была в кабинете директора легендарной галереи Тейт Николаса Сероты, и его спросили: «Чему больше всего времени вы посвящаете?» Он тогда сказал, что много думает. Вот и я считаю, что качество работы зависит от интенсивности твоей мысли.

Еще один мой личный лайфхак: нужно много двигаться. Иногда мне помогает просто перемещение по музею.

Про экспозицию «История Москвы»

Наша экспозиция «История Москвы» работает ровно год, а ее создание заняло у коллектива целых три года — здесь представлено более двух тысяч экспонатов. Мы писали уникальные тексты, рисовали инфографику, создавали анимацию — в общем, делали все, чтобы рассказать современным языком историю Москвы. И, кажется, нам это удалось.

Первая реакция посетителей была удивительной, людям даже казалось, что эта экспозиция существовала всегда. У нас регулярно заканчиваются книги отзывов, и большинство из них очень положительные. Но есть и негативные: часто жалуются на то, что информации слишком много и гости не могут обойти все.