Форма поиска по сайту
Все материалы

Выставка «Александр Родченко» в Центре братьев Люмьер: 5 важных работ

В Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка выдающегося авангардиста Александра Родченко – работы представлены из коллекции фонда Still Art. В экспозицию вошли произведения разных лет, начиная с первых фотографических опытов 1920-х до кадров конца 1930-х годов. Лиля Брик в роли агитработницы, монументальный Маяковский, лестницы – сокуратор выставки, внук Александра Родченко и ведущий специалист по его творчеству Александр Лаврентьев выбрал для The City пять знаковых экспонатов.

Лестница, 1929

Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер

Одна из самых известных фотографий Родченко, выполнена на ступенях лестницы у Храма Христа Спасителя на Кропоткинской набережной. На снимке изображена женщина с ребенком на руках, она поднимается по ступеням. Фигура как будто преодолевает мощное ритмическое поле черно-белых полос, диагональная композиция усиливает конструктивно-графическое впечатление от снимка. Первоначально фото было датировано по отметке, указанной автором на отпечатках. Однако во время подготовки ретроспективной выставки Родченко в Московском доме фотографии в 2006 году было установлено, что впервые снимок появился в журнале «Даешь» в сентябре 1929 года под названием «Летний день» – так удалось уточнить дату. Снимок вошел в состав экспозиции работ Родченко на Выставке мастеров советского фотоискусства 1935 года, а в дальнейшем стал непременным сюжетом практически на любой посмертной выставке художника или в изданиях, посвященных его творчеству.

Пожарная лестница, 1925

Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер

Одна из самых запоминающихся экспериментальных фотографий Родченко. Идея ракурса – взгляда вертикально вверх и как бы обрывистой, форсированной перспективы. Пожарная лестница на снимке восьмиэтажного дома дана симметрично, что делает ее похожей на железнодорожные пути, где перекладины воспринимаются как шпалы. Дорога в небо... Снято любительским фотоаппаратом Vest Pocket Kodak, негатив 4х6,5, пленка. У этого аппарата, привезенного из Парижа летом 1925 года после постройки Рабочего клуба на международной выставке декоративного искусства, было несколько важных достоинств. Во-первых, он был всегда готов к работе – не надо было каждый раз наводить на резкость по матовому стеклу, а потом вставлять кассету с пленкой или пластинкой. Перемотка кадра – и можно снова снимать. Во-вторых, фотоаппарат был компактным: по размеру такой же, как современный смартфон, только вдвое толще. Его всегда можно было носить с собой. В-третьих, объектив с большой глубиной резкости, гиперфокальный: увидел и тут же снял. Эта камера идеально подошла для экспериментов с ракурсной съемкой зданий, деревьев, городских пейзажей.

Сосны, Пушкино, 1927

Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер

Снято фотоаппаратом Vest Pocket Kodak на рулонную пленку во время поездки на дачу В. В. Маяковского. Здесь было написано знаменитое стихотворение о встрече с Солнцем. Здесь собирались лефовцы и играли на веранде в свою любимую китайскую игру маджонг. Природа, на первый взгляд, не могла войти в круг конструктивной натуры для Родченко. Однако оказалось, что сосны, их рвущиеся ввысь стволы созвучны многим индустриальным мотивам, которые Родченко снимал в эти годы. «На даче в Пушкино хожу и смотрю природу; тут кустик, там дерево, здесь овраг, крапива… Все случайно и неорганизованно, и фотографию не с чего снять, неинтересно. Вот еще сосны ничего, длинные, голые, почти телеграфные столбы». (Записная книжка ЛЕФа).

Лиля Брик, 1924

Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер

Портрет Лили Брик с рукой, сложенной рупором у рта, с самого начала предназначался для рекламного плаката Ленинградского отделения Госиздата. Муза Маяковского здесь играет роль работницы и агитирует обращаться в книжные магазины Госиздата по всем отраслям знаний. Портрет в профиль удачно вписался в геометрическую композицию плаката, основанную на сочетании двух основных фигур: круга и треугольника. Если повернуть плакат вертикально против часовой стрелки, получится форма восклицательного знака. В этом секрет притягательности и самого плаката, и фотографии. Плакат вместе с портретом передает концентрированную идею визуальной коммуникации, визуализации слова, звука средствами графического дизайна. Впервые экспонировался на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже.

Поэт Владимир Маяковский, 1924

Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер

В апреле 1924 года в мастерскую Родченко пришел Маяковский – было необходимо сделать его портрет для готовящихся книг. Серия из нескольких фотографий, каждая самостоятельна и неповторима. Лицо поэта в фас стало элементом фотомонтажа на обложке книги «Разговор с фининспектором о поэзии», изданной в 1926 году. Портрет Маяковского на стуле в полный рост был напечатан в виде отдельного фотоплаката в 1940 году. Маяковский в пальто и шляпе с ворохом бумаг тоже стал фигурой нескольких фотомонтажей. «По таким портретам пишется история», – резюмировал свой анализ снимка Родченко на Всесоюзной фотовыставке критик Илья Сосфенов.

Центр фотографии имени братьев Люмьер Болотная набережная, 3, строение 1 До 5 апреля Билеты: студентам и пенсионерам – 250 рублей, полный билет в будние дни – 400 рублей, полный билет в выходные дни – 500 рублей, ветеранам Великой Отечественной войны, детям до шести лет в сопровождении родителей – бесплатно. Подробности здесь.

Читайте также