Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер
Одна из самых известных фотографий Родченко, выполнена на ступенях лестницы у Храма Христа Спасителя на Кропоткинской набережной. На снимке изображена женщина с ребенком на руках, она поднимается по ступеням. Фигура как будто преодолевает мощное ритмическое поле черно-белых полос, диагональная композиция усиливает конструктивно-графическое впечатление от снимка.Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер
Одна из самых запоминающихся экспериментальных фотографий Родченко. Идея ракурса – взгляда вертикально вверх и как бы обрывистой, форсированной перспективы. Пожарная лестница на снимке восьмиэтажного дома дана симметрично, что делает ее похожей на железнодорожные пути, где перекладины воспринимаются как шпалы. Дорога в небо...Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер
Снято фотоаппаратом Vest Pocket Kodak на рулонную пленку во время поездки на дачу В. В. Маяковского. Здесь было написано знаменитое стихотворение о встрече с Солнцем. Здесь собирались лефовцы и играли на веранде в свою любимую китайскую игру маджонг. Природа, на первый взгляд, не могла войти в круг конструктивной натуры для Родченко. Однако оказалось, что сосны, их рвущиеся ввысь стволы созвучны многим индустриальным мотивам, которые Родченко снимал в эти годы. «На даче в Пушкино хожу и смотрю природу; тут кустик, там дерево, здесь овраг, крапива… Все случайно и неорганизованно, и фотографию не с чего снять, неинтересно. Вот еще сосны ничего, длинные, голые, почти телеграфные столбы». (Записная книжка ЛЕФа).Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер
Портрет Лили Брик с рукой, сложенной рупором у рта, с самого начала предназначался для рекламного плаката Ленинградского отделения Госиздата. Муза Маяковского здесь играет роль работницы и агитирует обращаться в книжные магазины Госиздата по всем отраслям знаний. Портрет в профиль удачно вписался в геометрическую композицию плаката, основанную на сочетании двух основных фигур: круга и треугольника. Если повернуть плакат вертикально против часовой стрелки, получится форма восклицательного знака. В этом секрет притягательности и самого плаката, и фотографии. Плакат вместе с портретом передает концентрированную идею визуальной коммуникации, визуализации слова, звука средствами графического дизайна. Впервые экспонировался на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже.Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер
В апреле 1924 года в мастерскую Родченко пришел Маяковский – было необходимо сделать его портрет для готовящихся книг. Серия из нескольких фотографий, каждая самостоятельна и неповторима. Лицо поэта в фас стало элементом фотомонтажа на обложке книги «Разговор с фининспектором о поэзии», изданной в 1926 году. Портрет Маяковского на стуле в полный рост был напечатан в виде отдельного фотоплаката в 1940 году. Маяковский в пальто и шляпе с ворохом бумаг тоже стал фигурой нескольких фотомонтажей. «По таким портретам пишется история», – резюмировал свой анализ снимка Родченко на Всесоюзной фотовыставке критик Илья Сосфенов.Читайте также