Экранизация культовой игры The Last of Us стала обретать форму: известно, что это будет сериал для HBO, который сюжетно повторит события игры, а по амбициям сравнится с топовыми проектами телеканала. Возглавит шоу Крэйг Мэйзин, сценарист «Чернобыля», а съемки пилота достались Кантемиру Балагову – нашему соотечественнику, режиссеру «Дылды». Разбираемся, почему телеверсию одной из самых известных игр Sony обязательно стоит ждать.
Взросление студии Naughty Dog
Мы привыкли, что студия Naughty Dog делает глубоко драматичные игры с мрачным подтоном и кинематографической (во всех смыслах) картинкой. Но так было не всегда, и именно The Last of Us открыла новую страницу в истории студии.
Naughty Dog начинала как разработчик игр про маскотов – обязательных героев на игровых системах. Так у PlayStation появился свой игровой зверек-талисман – бандикут по имени Крэш. Naughty Dog целых десять лет делала красочные платформеры: сначала про Крэша, а потом про Джека и Декстера, других оригинальных героев Sony. Но время шло, индустрия и студия взрослели, и им захотелось делать что-то серьезное.
Так появилась серия Uncharted – по сути, Лара Крофт в штанах или же игровая версия Индианы Джонса. Приключения лихого вора и искателя сокровищ Нейтана Дрейка с каждой частью только укрепляли репутацию Naughty Dog как черных магов визуальных технологий и фанатов приключенческих фильмов категории Б. А еще серия популяризировала термин «лудонарративный диссонанс» – это когда действия игрока совершенно не вяжутся с историей. Так и Дрейку было тяжело сопереживать, считая хорошим парнем, ведь между кат-сценами он убивал по сотне человек своими руками!
Кадр из игры The Last of Us
Феномен The Last of Us
Позднее творческое руководство Naughty Dog сменилось, и сценарий для новой игры стал писать Нил Дракманн, который в каком-то смысле завершил процесс взросления студии.
История в The Last of Us мрачная, персонажи сложные, а добро и зло весьма условны. Игра погрузила нас в жестокий мир постапокалипсиса, но с людскими проблемами: смерть близких, забота о детях, борьба с внутренними демонами и выбор между абстрактным общим благом и спасением конкретного человека. В ней мы берем на себя роль контрабандиста Джоэла, который должен защитить девочку-подростка Элли и от опасных зомби, и от людей, которые, как водится, еще опаснее.
The Last of Us можно не любить, но отрицать ее влияние невозможно. Вот лишь несколько вещей, на которых отразилась сумасшедшая популярность игры:
- Тематика постапокалипсиса с новой силой вернулась в массовые развлечения. Посмотрите, что вышло за прошлое поколение на PlayStation 4: Horizon Zero Dawn, Days Gone, Death Stranding – это все постапокалипсис.
- Практически все игры Sony стали кинематографическими приключениями от третьего лица. Spider-Man, God of War, Ghost of Tsushima – выбирай только сеттинг и героя, а все остальное будет уже знакомо.
- Словосочетание «эксклюзивы Sony» стало иметь значение. Если на PlayStation 3 сложно было назвать большую часть игр Sony однозначно хорошими, то во время PlayStation 4 это стало причиной, по которой вообще покупали консоль.
Где игра послужила прямым вдохновением, а где просто предвосхитила тренд – теперь сложно разобрать. Но, оглядываясь назад, мы видим, что The Last of Us стала если не родоначальником, то как минимум катализатором целой плеяды игр прошлого десятилетия.
Почему важна экранизация
Последние лет двадцать Голливуд щедро делился с игровой индустрией технологиями, специалистами и даже актерами. Пришло время возвращать долги. Кризис идей привел к тому, что пришлось обращаться к некогда младшему брату за оригинальными сюжетами, источник которых у Фицджеральда и Кинга, греческой мифологии и мировой истории оказался не бесконечен.
Как нельзя лучше для экранизации подходят игры, которые изначально брали вдохновение в кино. Что может быть проще: выбросить из игры все сегменты, где нужно нажимать на кнопки, и дело готово? На YouTube, кстати, уже так делают.
Видео: Gaming Cinema/YouTube
Для Naughty Dog сериал «Последние из нас» станет не первой экранизацией ее игр. Съемки полнометражного фильма Uncharted про молодого Нейтана Дрейка с Томом Холландом в главной роли уже завершились.
С одной стороны, это придает уверенности игровой индустрии, для которой, к сожалению, попадание в кино или сериалы все еще равносильно окончательному признанию. Но что, кажется, важнее, подобные проекты – вместе с готовящимся фильмом про Марио Nintendo, анимационным сериалом «Кастлвания» на Netflix, сериалу по Disco Elysium – это постепенное избавление от проклятия, из-за которого по играм выходили исключительно слабые фильмы.
Что ожидать от экранизации
Разумеется, съемки еще даже близко не начались, актеры не объявлены, а до запуска пилотного эпизода пройдет как минимум год. Так что здесь мы частично вступаем на территорию догадок.
История, как сообщается, будет следовать за событиями первой части игры и, возможно, захватит сиквел. Спин-офф во вселенной The Last of Us с исследованием других уголков США, охваченных ужасной заразой, скорее потерялся бы на фоне «Ходячих мертвецов» и кучи проектов в их вселенной. Все же сила The Last of Us и народная любовь – в персонажах, а значит, мы увидим новое прочтение приключений Джоэла и Элли.
Это флагманская франшиза игр Sony, а за экранизацию берется HBO – понятно, что по уровню амбиций проект должен стать крупнейшим на телеканале, когда бы он ни вышел. Более того, уже известно, что сериал займет слот «Игры престолов», которая окончательно закрепила HBO в статусе производителя блокбастеров.
Фото: @kantemir_balag
На днях стало известно, что пилотный эпизод снимет российский режиссер Кантемир Балагов. С одной стороны, всегда приятно, когда «наши в Голливуде». С другой – тот же Найшуллер вот-вот выпустит фильм с Бобом Оденкерком, так что это похоже на звенья одной цепи.
Продюсер Александр Роднянский*, который регулярно работает с Балаговым, рассказал, как молодой режиссер
получил приглашение в проект. Этому способствовал успех «Дылды» на американских фестивалях, а также то, что фильм попал в списки известных людей (например в топ-2020 Барака Обамы). Немаловажно и то, что Кантемир – фанат игры, который вынашивал идею экранизации уже давно.
Но больше всего приглашение Балагова символизирует, каким будет сериал по настроению и на чем сконцентрируется история. «После масштабной катастрофы две сломленные души стараются залечить раны друг друга и помочь обрести покой в этом безумном мире», – это описание подходит и послевоенной «Дылде», и постапокалиптическому The Last of Us.
Текст: Сергей Уланкин специально для The City*признан иноагентом Минюстом РФ