Форма поиска по сайту
Все материалы

«Не время умирать» — гражданская Бонд-панихида по Дэниэлу Крэйгу и прошлым временам

Программа_Топ_3кино

04 октября, 2021

Наконец-то после многочисленных переносов в кинотеатрах с 7 октября выходит «Не время умирать» — новая, а возможно, и последняя часть бондианы, самой продолжительной и консервативной полнометражной кинофраншизы, лебединая песня актера Дэниэла Крэйга. Кинокритик Егор Беликов посмотрел эту картину и пытается смириться с тем, что даже Бонд, этот столп токсичной маскулинности, постарел и захотел остепениться.

Видео: Universal Pictures Russia/YouTube

Обычно пересказывать сюжет нового фильма про агента 007 не имеет ни малейшего смысла — это как каждый год рецензировать новую книгу Виктора Пелевина, только у него любой поздний роман состоит из переплетенных постмодернистских отсылок к новостной повестке, а в бондиане ничего и никогда не меняется. Это всегда одна и та же история про читера в реальной жизни — что есть право на убийство, если не чит-код, выданный тебе государственной спецслужбой? Всего лишь одно художественное допущение, что одному конкретному атлетичному и обладающему выраженным вкусом мужчине выдают God mode («режим бога»), как в видеоиграх, обеспечило этой глуповатой, скажем честно, франшизе подлинное бессмертие. Все остальные фишки серии напрямую вытекают из того, что Бонду, в смысле, Джеймсу Бонду закон, в том числе нравственный, не писан. Обычные атрибуты люксовой жизни — дорогие тачки, костюмы, ручки, часы? Слишком просто, пусть во все это будет вставлено по пушке или гранате, чтобы убивать врагов эффективнее, не отрываясь от премиального консюмеризма. Противостоят ему исключительно те злодеи, которых так просто и не убьешь — они всегда хитроумные и живут, защищаемые десятками охранников (это все нужно для того, чтобы местный смехотворный сюжет удалось растянуть хотя бы на пару часов). Оттуда же следует и принятое за традиционное для агента 007 своеобразное отношение к женщинам, которых он быстро меняет, — с точки зрения современного социума это совершенно неприемлемо.

Соответственно, крутые части бондианы — это те, которые умудряются сверхъестественным образом выделиться на фоне остальных, при этом соблюдая все каноны франшизы, заложенные предшественниками. Но в современности все чаще стали появляться относительно смелые постмодернистские переосмысления бондовского шаблона с Дэниэлом Крэйгом в главной роли. Начали эту последнюю на настоящий момент серию фильмов с классического во всех смыслах «Казино Рояль», дальше были чрезвычайно удачные «Координаты „Скайфолл“», и завершиться логическим образом подобные измывательства над самым закостенелым киноканоном (куда там «Звездным войнам») должны лентой «Не время умирать». Заранее было объявлено, что для Крэйга это будет последний фильм, что он устал, он уходит, шли бурные торги за то, чтобы его на эту картину все же уговорить и подписать. Стоило ли это всех усилий? Это смотря как посмотреть.

Вроде бы перед нами довольно неожиданная вещь — здесь многие непреложные постулаты нарушены. Бонд по-прежнему окружен женщинами, но относится к ним совершенно иначе, не как обычно. Уже с пролога нам становится понятно, что герой не только постарел внешне (Крэйгу 53 года, но он из последних сил все же тянет все сложные в физическом плане сцены), но и внутренне — как минимум умиротворенно отдыхает с одной из предыдущих девушек Бонда, которые обычно дольше одной серии во франшизе никогда не снимались. Мадлен (Леа Сейду стала интернациональным феноменом, а не только французским), у которой обнаруживается темное прошлое, а затем вчерашние призраки достигают и самого бывшего агента 007, когда он посещает могилу своей первой любви (Ева Грин в кадре по понятным причинам не появляется, раз ее фото напечатано на усыпальнице) — там взрывается дистанционно управляемая бомба. Проходит пять лет, Мадлен обзавелась дочкой и впуталась каким-то неведомым образом в деятельность той транснациональной террористической организации СПЕКТР, которую вроде бы победили в предыдущем одноименном фильме (неудачном, кстати — бондиана в последние годы чередуется: то удается новый фильм, то нет; «Не время умирать» вроде бы должен состояться). Но ею как-то умудряется управлять из особой секретной тюрьмы бывший начальник Блофельд (Кристоф Вальц). Поэтому Бонд неохотно возвращается к службе в МИ-6 — это все же дело принципа. Попутно он сталкивается с двумя новыми героинями франшизы — некоей агентшей (Лашана Линч), которую наняли на замену раннему пенсионеру, и кубинкой Паломой (Ана де Армас). С обеими все закончится предельно платонически. Есть в этом что-то новое — более фемфрендли. Неовеществляющее отношение к женщинам обусловлено участием в написании сценария Фиби Уоллер-Бридж, британской актрисы и шоураннерки, которая придумала ту самую «Дрянь». Феминный тренд, скорее, радует: Ана де Армас оказывается одной из самых обворожительных подруг Бонда, несмотря на то что они с главным фигурантом даже не обнимутся. Лашана Линч легко берет на себя традиционно мужскую работу, но комично огорчается, когда Бонд начинает претендовать на старый позывной 007, который вроде бы уже перешел ей. С другой стороны, несмотря на общую складность повествования, «Не время умирать» все же является классической частью франшизы — в том смысле, что это полная ерунда, а не настоящее шпионское кино. Все говорят патетическими фразами, злодей не запоминается так же, как все остальные предыдущие (кроме Мадса Миккельсена и Хавьера Бардема — они все же были потрясающие), интрига трехкопеечная, перестрелки снулые — но, как ни странно, фильм имеет и несет символический смысл. Во-первых, это достойное прощание с ролью актера, который с ней почти что слился — еще ни разу артиста не провожали с такими почестями, как Дэниэла Крэйга. Во-вторых, приятно наблюдать за тем, как этот персонаж, порождение застарелых фобий времен холодной войны, понемногу смиряется с новой этикой, устало шутит про собственную немощь, охотно принимает женское превосходство на его посконно мужской супергеройской вотчине. В-третьих, и супергеройство Бонда сходит на нет: если обычно в популярных блокбастерах рассказывается, как человек обретает нечеловеческие способности, то здесь все наоборот — как он снимает с себя полномочия, метафорическую мигалку, и неохотно, на прощание спасает мир. Это хотя бы немного оригинально — пусть и только в рамках франшизы.

Соответственно, «Не время умирать» будет дорого тем, кто все это осознает — зрителю, отягощенному бессмысленным знанием предыдущих частей, — и покажется устаревшим бредом всем остальным. Тут уж вам самим решать — и никто не обвинит вас, если вы сделаете выбор в пользу восторженного тупого «Венома 2», который вышел неделей раньше и вполне может победить бондиану и во второй уик-энд.

Фото: Universal

Беликов Егор

Читайте также