Видео: Central Partnership/YouTube
Тим Бёртон всегда был очарован личностью художников. Его фильмография, в общем-то, одна большая попытка понять себя и мир вокруг: найти искусство в повседневном, а творца — в самых безумных его проявлениях. Вот и «Большие глаза» не стали исключением. Это, с одной стороны, старомодная мелодрама на новый лад о великой портретистке Маргарет Кин (Эми Адамс), чьи заслуги как бы случайно присвоил ее хитрец-муж (обаятельный негодяй Кристоф Вальц). Пестрые цвета и декорации, окружающие героев, поначалу одурманивают и художницу, и зрителей, но чем больше лжет себе и общественности Уолтера Кин, тем быстрее наивная женщина поймет, что за милой улыбкой супруга скрывается нечеловеческий оскал.Видео: Кинокомпания ВОЛЬГА/YouTube
Режиссер Джулиан Шнабель — попутно еще и успешный художник-неоэкспрессионист (самая узнаваемая его работа, впрочем, обложка для альбома Red Hot Chili Peppers «By the Way»). К историям великих живописцев он уже обращался в 1996 году, дебютировав с дерзкой инди-драмой о Баские. Прошло больше 20 лет, и вот уже Шнабель рассказывает о судьбе легендарного Ван Гога, чья личность давно успела обрасти мифами и небылицами. Причем делает это куда нежнее, неторопливее и вдумчивее, чем в своем первом фильме. «На пороге вечности» не просто пытается показать Ван Гога простым человеком в глубоком личностном кризисе (картины не продаются, вдохновения нет), но еще и смотрит на мир глазами самого художника. Оператор Бенуа Деломм превращает кино в импрессионистскую зарисовку с пышными яркими цветами, а режиссер и сценаристы дробят историю на маленькие фрагменты из жизни автора, собирая фильм из сценок-эмоций. Магическое свойство шнабелевского «Ван Гога» (равно как и картин самого художника) в объединении ярких, разрозненных фрагментов в одну цельную и гипервыразительную картину.Видео: Exponenta Film/YouTube
Если уж мы заговорили о Ван Гоге, нужно вспомнить и его товарища Поля Гогена. Бедствующий, как и коллега, большую часть своей жизни, французский художник нашел вдохновение и утешение на берегах Таити и Маркизских островов. Именно там он написал свои самые известные картины и, несмотря на болезни и попытки суицида, смог обрести себя. Как раз об этом и повествует «Дикарь» (тот случай, когда локализованное название куда ближе к истине, чем оригинальное) с бородатым Венсаном Касселем в роли сумасбродного, но очаровательного живописца.Видео: TheBubblesChannel1/YouTube
Скорее всего, вы не слышали вдохновляющую историю ирландца Кристи Брауна из фильма «Моя левая нога» (и, честно говоря, не обязаны: сюжетов о победе над собой так много, что и не счесть). Родившись с церебральным параличом, парализованный мужчина был обречен на судьбу вечного аутсайдера, но поддержка семьи и близких помогла ему сначала научиться писать с помощью левой ноги (единственной подконтрольной частью тела), а потом — и вовсе рисовать выдающиеся картины. Для режиссера Джима Шеридана, который всю свою карьеру исследовал самые сложные проявления человеческой психологии, это кино стало мощным дебютом, а для Дэниэла Дэй-Льюиса, исполнившего главную роль — первым оскароносным событием в карьере.Видео: STUDIOCANAL France/YouTube
Мрачная костюмная драма о художнице Камилле Клодель от видного французского мастера режиссуры Бруно Дюмона. Одна из первых женщин, допущенных к образованию в сфере искусств, она уверенно делала свои ранние творческие шаги и, как итог, сблизилась с не менее легендарным Огюстом Роденом. Их тандем, впрочем, привел Клодель к психическому расстройству: неспособная выбраться из тени знаменитого творца, она стала страдать от мании преследования и навязчивых идей. Родственники, не желавшие разбираться с проблемой, отправили Камиллу в лечебницу, после которой началась другая, более мрачная страница ее биографии.Видео: MassacreSlutDoom/YouTube
Если и выбирать самых сложных художников XX века, то отец абстрактного экспрессионизма Джексон Поллок будет в первых рядах. Причем сложный он не только как автор (живописец прославился новомодной техникой разбрызгивания красок на гигантском холсте), но и как человек: алкоголизм, конфликты с коллегами, измены, буйный нрав — в поп-культуре творец остался противоречивой, но до жути любопытной личностью. Оттого амбициознее попытка актера Эда Харриса («Шоу Трумана»), выбравшего для режиссерского дебюта именно этого персонажа — настолько же неуловимо гениального, насколько и необходимого в переоценке.Видео: Miramax/YouTube
В ленте Джули Тэймор картины Фриды и Диего Риверы буквально сходят с полотен на экран. Если кино чем-то и может подкупить фанатов двух знаменитых живописцев, так это дотошным, почти конгениальным стилистическим исполнением: факты из жизни художников, может, и перевраны, но визуально «Фрида» только и делает, что раскланивается в реверансах. Не фильм, а настоящий квест по поиску пасхалок к оригинальным мексиканским шедеврам.Видео: КХ/YouTube
Обязательный пункт в любом разговоре о художниках в кино. Фильмы Тарковского — проводники в самые сложные и парадоксальные темы, настоящие философские труды, которые, впрочем, важно понять не только рационально, но и эмоционально. Собственно, история непростого пути иконописца Андрея Рублёва тоже начинается как монументальная историческая драма о Боге, времени и искусстве, а завершается пронзительным авторским откровением прежде всего о самом себе. Рублёв для отечественного классика становится идеальным примером творца, ищущего гармонию с миром и с самим собой, а колокол, который отливает смелый Бориска, превращается в красивую метафору мучительных творческих потугов. «Андрей Рублёв» запутан, сплетен из рифмующихся образов и сцен, но из всех фильмов Тарковского, пожалуй, именно он меньше всего нуждается в назойливой расшифровке. Такое кино, как и иконы протагониста, надо лишь прочувствовать.Видео: В Рейтинге/YouTube
Всеобъемлющее трехчасовое полотно о немецком художнике Курте Барнетте (самого Барнетта не существует, а вот его прототипом стал недовольный картиной Герхард Рихтер), пытающемся смириться с мрачными тайнами своих родственников. Настоящий Рихтер в 70 лет узнал, что его тесть был одним из эсэсовцев, который отправил тетю живописца на верную смерть — что-то похожее, словом, произошло и с экранным героем «Работы без авторства».Видео: Sony Pictures Classics/YouTube
Классик «реализма кухонной раковины» Майк Ли снял кино о художнике, тоже, в общем-то, не чуравшемся повседневных зарисовок. Режиссер мастерски воссоздает мир довикторианской Англии, в которой жил Уильям Тёрнер — эксцентричный и в то же время прагматичный художник, совмещающий в себе народную простоту и тонкость мысли большого творца. Как и масляные пейзажи живописца, это кино состоит из почти абстрактных сюжетов: эпизодов-эмоций скорее передающих настроение, а не смыслы. И в этом кино идеально сходится со шнабелевским «Ван Гогом».«Фрида»/miramax.com
Читайте также