Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2022 г./Фото: Аня Тодич © Фонд V–A–C
Братья Вангелино и Теодор Куртензисы специально для Проспекта ГЭС-2 написали 20-минутную пьесу, а оркестр musicAeterna под управлением Теодора исполнил. Это мощный звук, напоминающий прибытие космического корабля, восточные мотивы или оркестровую яму. Для записи была разработана специальная система: 24 музыканта разместились друг от друга на таком же расстоянии, как динамики, через которые композиция транслируется на Проспекте.Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2022 г./Фото: Аня Тодич © Фонд V–A–C
Эта звуковая инсталляция состоит из финальных нот, позаимствованных Владимиром Ранневым из 115 музыкальных сочинений XVIII–XIX веков. Эти отрывки как будто бы складываются в новую, очень светлую композицию с яркими мажорными нотами.Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2022 г./Фото: Аня Тодич © Фонд V–A–C
В светлом зале с видом на березовую рощу звучит композиция Эдуарда Артемьева. Он писал музыку для «Сталкера» и «Соляриса» Тарковского. В галерее — перезаписанные и заново сведенные композиции из мультфильма «Девочка и дельфин», военной драмы «Жаркое лето в Кабуле» и других советских картин. В зале можно посидеть, полюбоваться природой и мысленно отправиться в беспечное прошлое.Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2022 г./Фото: Аня Тодич © Фонд V–A–C
«Архипелаг» — это звуковые ландшафты, записанные в разных концах земного шара. Здесь вы услышите и работу самой большой гидростанции Китая, и шум Нью-Йорка, и даже песню Фредди Меркьюри. Эти звуки однозначно вызывают тревогу, а вибрация как бы проходит по всему телу.Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2022 г./Фото: Аня Тодич © Фонд V–A–C
Оперу можно услышать на парковке. Звуки смешиваются с шумом машин, и не всегда понятно, где опера, а где двигатель или колеса. У этой инсталляции долгая предыстория: в 2015 году перед реконструкцией ГЭС-2 режиссер Всеволод Лисовский записал рассказы сотрудников электростанции, а поэт Андрей Родионов превратил их в произведение. Это и стало либретто к «ГЭС-2 Опере», премьера которой прошла в 2019 году. Теперь же эхо постановки, напоминающее призрачные звуки, звучит на парковке Дома культуры.Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2022 г./Фото: Аня Тодич © Фонд V–A–C
В темном зале можно лечь на удобный диванчик и послушать музыкальную легенду о затонувшем граде Китеже. Владимир Раннев переосмыслил оперу Римского-Корсакова, и теперь новая электронная версия напоминает звук старых качелей и призраков.Дом культуры «ГЭС-2», Москва. 2022 г./Фото: Аня Тодич © Фонд V–A–C
Шестидесятиминутную пьесу «Искать должна здесь капли я росы» Дарьи Звездиной (при участии Андрея Гурьянова) можно послушать в роще. Сначала звук кажется обезличенным, но со временем превращается в голос. Музыка то собирается в одном месте, то рассеивается по всему пространству. Сама Дарья сравнивает свою работу с «акустической грибницей» — живой структурой, которая постоянно создает новый звуковой ландшафт.Фото: Глеб Леонов/© Фонд V-A-C
Читайте также