В этом году один из старейших кинофорумов переориентировался: в программе были картины из Индии, Латинской Америки и Азии. За неделю зрители увидели более 200 фильмов. Победителем стала лента «Три брата» Франсиско Папарельи, а приз зрительских симпатий получила мексиканская «Черная луна». Спросили Егора Москвитина о трендах этого года и будущем фестиваля.
О том, как изменился ММКФ
Радикально. В 2013-м Брэд Питт приезжал представлять «Мировую войну Z». Годом позже изменилась политическая обстановка. Следом мы перестали быть одним из пяти приоритетных рынков для Голливуда. Но самое важное изменение произошло в прошлом году: у фестиваля отозвали лицензию категории «А». С одной стороны, это потеря статуса. С другой – ММКФ больше не обязан показывать именно премьеры и делать основным конкурсом международный. Фестиваль стал более зрительским и менее привязанным к регламентам, а ещё начал заботиться об открытии новых имен. Это важно, потому что, например, свою первую короткометражку двукратный обладатель пальмовой ветви Канн Рубен Эстлунд показывал на ММКФ.
О кураторстве программы «Первая серия»
По идее, в этой секции должны быть и российские, и зарубежные сериалы. Но все иностранное, что присылали, мне как-то категорически не нравилось. А то, что нравилось – не добывалось.
О том, как происходит отбор
Мы сами ищем на платформах. Пишем письма. Стриминги потихоньку заканчивают эксперименты. Скоро мы будем смотреть очень эмоциональные, понятные истории. Каждая из них будет пытаться затянуть нас. И мне как раз хотелось показать, как будет выглядеть такое будущее. Я отобрал сериалы, которые абсолютно зрительские и человечные.
О тренде на молодежь
Кино становится индустрией с заниженным порогом входа, где каждый может что-то снимать на свою камеру, как это в свое время делал Стивен Спилберг. ММКФ в этом году собрал студентов и старшеклассников из разных киношкол. Для этих ребят проходили лекции и питчинги, где они представляли свои проекты. Стриминги и кинотеатры борются за зумеров, сейчас это их основная аудитория.
О том, что секции документального кино и ужасов популярнее основного конкурса
Я не думаю, что это проблема. Это как раз тот фестиваль, где показывают что-то приятное, понятное и простое. В идеале, ММКФ хотел бы стать азиатским Торонто – таким же зрительским.
О 23-х фильмах из Китая
Китай всем интересен, потому что это страна, которая резко меняла свое мировоззрение. У них свой уникальный киноязык, специфический. Всему миру этот опыт очень интересен.
О том, что вызывает ажиотаж
Всегда хорошо в рубрике «Свободная мысль». На сериалах тоже замечательно – «Ухожу красиво от вашего холдинга» собрал аншлаг.
Об обмене опытом
В этом году у нас очень плотная работа с Индией. Они приезжали огромной делегацией на фестиваль «Дух Огня», были и на ММКФ. Ещё через какое-то время мы увидим много фильмов из Кыргызстана, Казахстана, Монголии, и в титрах будут появляться продюсеры, которых вы привыкли видеть в российском кино. Во-первых, часть из них теперь там живет, во-вторых, там производство стоит в два-три раза дешевле. Нам стоит ждать истории про смешанные браки, про семьи, которые географически потеряли связь со своей нацией, какие-то роуд-муви. Площадкой для создания такого контента может стать ММКФ.
Полное интервью с кинокритиком Егором Москвитиным смотрите в эфире «Ночью The City». Фото: Vyacheslav Prokofyev/TASS Россия