В издательстве «Бомбора» выходит книга историка и автора «Сити» Виталия Калашникова «Тайны московских особняков. Дома самых богатых людей своей эпохи внутри и снаружи». Автор рассказывает о 35 московских старинных жилищах, в которые можно попасть любому желающему. Гордимся и публикуем отрывок про особняк А. П. Боголюбова — Н. С. Третьякова на Сущевском Валу, 14.Имя одного из владельцев особняка до сих пор значится в названии дома. Сегодня тут располагается библиотека искусств имени А. А. Боголюбова. А если так, то вход сюда свободный. Разумеется, только для тех, кто оформил читательский билет. Но, раскрою секрет, изучить интерьеры можно и не являясь абонентом. Библиотека является официальной площадкой для регистрации браков! Но, чтобы полюбоваться комнатами XIX века, не обязательно ставить штамп в паспорте. Достаточно посетить экскурсии, которые здесь регулярно проводят.
Так кто же такой Боголюбов и при чем тут Третьяков? Рассказываю. Вообще, известных Боголюбовых в Москве второй половины XIX века было два. Николай и Алексей. И являлись они родными братьями. Старший — действительный статский советник, младший — художник и скульптор.
Пока Алексей жил и работал за границей, Николай заправлял делами брата в Первопрестольной. В 1877 году он от его имени приобретает землю в районе Сущевской улицы и весь следующий год возводит там двухэтажный деревянный дом по проекту архитектора Льва Даля.
Можно долго и в красках рассказывать и про изумительную архитектуру дома, и про широкий балкон, и про то, как на дубовых перилах лестницы вязью было вырезано имя художника, и про то, как братья жили в нем: один на первом, другой на втором этаже, и про мастерскую Алексея Боголюбова... Только сейчас большого смысла это не имеет.
Прекрасное здание до нашего времени не сохранилось. Забегая вперед, отмечу, что его снесли относительно недавно, в 2001 году. Без комментариев. Да и сами братья владели им недолго. В 1882 году Алексей Боголюбов по рекомендации докторов переезжает во Францию и продает особняк своему другу и племяннику знаменитого на всю страну галериста Николаю Третьякову. А тот, представитель известной семьи коллекционеров, толк в искусстве знал.
Дом с мастерской Третьяков трогать не стал, но и жить там тоже не планировал. Он поступил грамотно: в 1890–1891 годах пристроил к деревянному строению новое, кирпичное. И вот там-то и поселился с женой и сыном. Архитектором нового особняка — а вот он-то стоит и поныне — стал Адольф Эрихсон.
Он придал фасаду неоклассический стиль (с античными женскими головками и грифонами). Похожие грифоны украшают внутреннее лестничное пространство. На полу сохранилось родное покрытие конца XIX столетия с орнаментом в виде меандра (извилистой линии, названной так по одной речке в Средней Азии с петляющим руслом).
Особого внимания заслуживает Голубая гостиная. Судя по орнаменту на стенах с переплетенными музыкальными инструментами, предполагалась она для танцевальных вечеров. Эта традиция продолжается и сегодня. Как раз тут проходят концерты, выступают вокалисты, звучат инструменты. А еще это пространство — одна из официальных городских площадок по регистрации браков.
В зале напротив хоть и царит имперская обстановка — этакая вольная трактовка библиотеки Николая II, но весь интерьер современный. За исключением пары деталей. Окажетесь тут, обратите внимание на две деревянные полуколонны по сторонам от входа. Они хоть и вписываются в обстановку идеально, все же имеют свою, отдельную историю. Это то немногое, что осталось от деревянного особняка Боголюбова. Деликатное напоминание о сложном прошлом этого дома.
Собственно, библиотекой особняк стал в 1919 году. Но только тогда учреждению дали имя не Боголюбова, а Сурикова. Не художника, а поэта. Или, как тогда было модно говорить, народного поэта. Во всяком случае, более народного, чем друживший с Романовыми Боголюбов.
Да и вообще, на эту библиотеку в советское время делалась особая ставка, не случайно в 1955-м именно ее Министерство культуры рекомендовало к посещению туристам из других стран. А в 1967-м библиотека так и вовсе получила официальное звание лучшей в РСФСР. И лишь в 1996-м имя Сурикова в ее названии сменило более логичное имя Боголюбова.
Фото: «Бомбора»