От охраняемых амбаров до коммуналок и галерей: история доходного дома на Солянке

От охраняемых амбаров до коммуналок и галерей: история доходного дома на Солянке

Это место всегда притягивало. Когда-то здесь были заливные луга, где пасли княжеские табуны. Через них шел тракт. Как раз по нему в 1380-м Дмитрий Донской выходил из Москвы на Куликово поле. При Иване Грозном тут появляется Ивановский женский монастырь. А в конце XVI столетия прямо за монастырской стеной начинается еще одна масштабная стройка, возводят стены экономического форпоста – Соляного и рыбного двора. Вот тут то и начинается все самое интересное.

Для нас соль – банальная специя. А 450 лет назад содержимое современной солонки можно было продать за очень большие деньги. Для того времени это практически валюта. Потому и место для ее хранения в Москве напоминало крепость. Неприступные, глухие стены, высокие башни, мощные ворота. Примерно так выглядел московский Соляной двор. Соль сюда свозилась со всей страны и только здесь ее можно было купить на перепродажу в розницу. Держали драгоценную приправу и в амбарах, и в подвалах. Целый квартал под землей был изрезан ходами с камерами для хранения.

Проходит время, соль дешевеет. Крепость теряет свое значение. Старинные постройки двора перестраивают, разбивают на отдельные лавки, что-то сносят. От былого величия осталось разве что название улицы – Солянка. И вот на этот участок земли в начале двадцатого века положили глаз городские девелоперы. Москве в то время переживала строительный бум. Город тянулся к нему многоэтажными доходными домами. Такой дом, а вернее даже целый ЖК из нескольких корпусов, тут и решили построить. Землю выкупило купеческое общество. И началось… Стук молотков, грохот кирпичей, строительная пыль.

От охраняемых амбаров до коммуналок и галерей: история доходного дома на Солянке

1950-1959 гг./pastvu.com

Проект нового комплекса зданий придумал тандем архитекторов под руководством Владимира Шервуда. Потомственный зодчий (его отец, например, был автором здания Исторического музея на Красной площади) подошел к работе со знанием дела и уважением к истории. Он аккуратно расчистил пространство от древних построек, а когда копнул глубже, понял, что наткнулся на настоящий клад (к слову, клад из монет XVI века при строительстве действительно был найден, но сейчас речь не об этом). Оказалось, подземные ходы и камеры грозненской поры во многом сохранились. Это было на руку. Ведь доходные дома на то и доходные, чтобы каждый квадратный метр приносил деньги. Потому, даже первые, не жилые этажи там, как правило, оборудовались под торговые площади, конторы или кафе. А этим заведениям всегда нужны складские пространства. Здесь же о подвалах позаботились уже несколько столетий назад. Шервуду оставалось лишь укрепить подземные ходы, увеличить их вглубь и вширь, провести туда вентиляцию и оборудовать освещение. И тут тоже сэкономили. Дорогое электричество заменили бесплатным естественным светом. Над камерами, на уровне земли, установили люксферы. Эти конструкции в виде металлических решеток с ячейками-призмами в ту пору были невероятно популярны во всем мире. Призмы преломляли солнечные лучи и максимально рассеивали их по подвалу. Прошлым летом, при ремонте дорожного покрытия, у одного из корпусов на Солянке под слоями асфальта строители обнаружили несколько таких люксферов.

Таким образом, под кварталом между Cолянкой и улицей Забелина появился целый подземный город, чем-то напоминающий парижские катакомбы. С широкими улицами, по которым могла проехать груженая повозка, с комнатами и амбарами. А наверху начали расти дома в неоклассическом стиле. Массивные, строгие, со скупой лепниной в виде ангелов трубящих славу и античных героев. Чем-то это все напоминало Петербург.

Питерским тут оказался не только фасад, но и двор. А если точнее, двор-колодец в одном из корпусов. За другим же (сегодня это дом 1\2 стр. 2) притаился целый лабиринт из проходных дворов с длинными арками, черными лестницами с одной стороны и стеной Ивановского монастыря – с другой. Кстати, в этом дворе снимали одну из сцен культового «Брата 2», в которой герой Виктора Сухорукова отстреливался от преследователей из пулемёта.

От охраняемых амбаров до коммуналок и галерей: история доходного дома на Солянке

1971 г./pastvu.com

В шестнадцати подъездах новых корпусов разместились почти двести многокомнатных квартир, которые тут же заселили постояльцами. Правда, доход от аренды помещений московское купеческое общество получало не долго. В 1915-м дома сдали, а в 1917-м – сами понимаете… Прежних жильцов уплотнили, превратив элитную имперскую недвижимость в коммуналки и передав на баланс Наркомату путей сообщения СССР.

В ведомственных квартирах по большей части жила интеллигенция: врачи, чиновники из госучреждений, артисты. Тут выделили комнаты любимице Сталина, балерине Ольге Лепешинской, а еще — композитору Александру Александрову, автору музыки к гимну страны. У подъездов стелили коврики, во дворах высадили деревья, зимой, между корпусами заливали каток для местной детворы. А во время Великой Отечественной, когда город обстреливали с воздуха, подвалы использовали как бомбоубежища.

Сегодня коммуналок в этом комплексе значительно меньше. Но он по-прежнему жилой. А первый этаж, как и задумывал когда-то архитектор Шервуд, заполняют магазины, кафе, галереи. Подземное пространство тоже живет. Еще в советское время тут отстаивали коммунальную технику, а в 90-е, по слухам, здесь разбирали краденые автомобили. В наши дни так просто туда не спуститься — как и в начале XX столетия, они используются для служебных целей арендаторов. Но некоторые пространства лакомых подземелий все же постепенно становятся общественными. Там открываются рестораны и бары, выставочные залы. И, кто знает, возможно, когда-нибудь по лабиринтам Солянки будут водить экскурсии, так же как сегодня водят вокруг самих зданий, ставших символами района.

Текст: Виталий Калашников

Виталий Калашников

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости