От охраняемых амбаров до коммуналок и галерей: история доходного дома на Солянке
К премьере «Сити», посвященной улице Солянке, вспоминаем историю одной из главной достопримечательностей — доходного дома. Это место всегда притягивало. Когда-то здесь были заливные луга, где пасли княжеские табуны. Через них шел тракт — как раз по нему в 1380-м Дмитрий Донской выходил из Москвы на Куликово поле. При Иване Грозном тут появился Ивановский женский монастырь. А в конце XVI столетия прямо за монастырской стеной началась еще одна масштабная стройка: возводили стены экономического форпоста — Соляного рыбного двора. Вот тут-то и начинается все самое интересное.
Московский Соляной двор
Для нас соль — банальная специя. А 450 лет назад содержимое современной солонки можно было продать за очень большие деньги. Для того времени это практически валюта. Потому и место для ее хранения в Москве напоминало крепость: неприступные, глухие стены, высокие башни, мощные ворота. Примерно так выглядел московский Соляной двор. Соль сюда свозили со всей страны, и только здесь ее можно было купить на перепродажу в розницу. Держали драгоценную приправу и в амбарах, и в подвалах. Целый квартал под землей был изрезан ходами с камерами для хранения.
Прошло время, и соль подешевела. Крепость потеряла свое значение. Старинные постройки двора перестроили, разбили на отдельные лавки, что-то снесли. От былого величия осталось разве что название улицы — Солянка. И вот на этот участок земли в начале XX века положили глаз городские девелоперы. Москва в то время переживала строительный бум. Город тянулся к нему многоэтажными доходными домами. Такой дом, а вернее, даже целый ЖК из нескольких корпусов тут и решили построить. Землю выкупило купеческое общество, и началось… Стук молотков, грохот кирпичей, строительная пыль.

1950–1959 годы/Pastvu.com
Целый подземный город
Проект нового комплекса зданий придумал тандем архитекторов под руководством Владимира Шервуда. Потомственный зодчий (его отец, например, был автором здания Исторического музея на Красной площади) подошел к работе со знанием дела и уважением к истории. Он аккуратно расчистил пространство от древних построек, а когда копнул глубже, понял, что наткнулся на настоящий клад (к слову, клад из монет XVI века при строительстве действительно был найден, но сейчас речь не об этом). Оказалось, подземные ходы и камеры времен Грозного во многом сохранились. Это было на руку, ведь доходные дома на то и доходные, чтобы каждый квадратный метр приносил деньги. Поэтому даже первые, нежилые этажи там, как правило, оборудовали под торговые площади, конторы или кафе. А этим заведениям всегда нужны складские пространства. Здесь же о подвалах позаботились уже несколько столетий назад. Шервуду оставалось лишь укрепить подземные ходы, увеличить их вглубь и вширь, провести туда вентиляцию и оборудовать освещение. И тут тоже сэкономили: дорогое электричество заменили бесплатным естественным светом. Над камерами, на уровне земли, установили люксферы. Эти конструкции в виде металлических решеток с ячейками-призмами в ту пору были невероятно популярны во всем мире. Призмы преломляли солнечные лучи и максимально рассеивали их по подвалу. Прошлым летом при ремонте дорожного покрытия у одного из корпусов на Солянке под слоями асфальта строители обнаружили несколько таких люксферов.
Таким образом, под кварталом между Cолянкой и улицей Забелина появился целый подземный город, чем-то напоминающий парижские катакомбы. С широкими улицами, по которым могла проехать груженая повозка, с комнатами и амбарами. А наверху начали расти дома в неоклассическом стиле. Массивные, строгие, со скупой лепниной в виде ангелов, трубящих славу, и античных героев. Чем-то это все напоминало Петербург.
Питерским тут оказался не только фасад, но и двор. А если точнее, двор-колодец в одном из корпусов. За другим же (сегодня это дом 1/2, строение 2) притаился целый лабиринт из проходных дворов с длинными арками, черными лестницами с одной стороны и стеной Ивановского монастыря с другой. Кстати, в этом дворе снимали одну из сцен культового «Брата 2», в которой герой Виктора Сухорукова отстреливался от преследователей из пулемета.

1971 год/Pastvu.com
Кто жил в доходном доме и как его использовали в разные времена
В 16 подъездах новых корпусов разместились почти 200 многокомнатных квартир, которые тут же заселили постояльцами. Правда, доход от аренды помещений Московское купеческое общество получало недолго: в 1915-м дома сдали, а в 1917-м — сами понимаете… Прежних жильцов уплотнили, превратив элитную имперскую недвижимость в коммуналки и передав на баланс Наркомату путей сообщения СССР.
В ведомственных квартирах по большей части жила интеллигенция: врачи, чиновники из госучреждений, артисты. Тут выделили комнаты любимице Сталина, балерине Ольге Лепешинской, а еще композитору Александру Александрову, автору музыки к гимну страны. У подъездов стелили коврики, во дворах высадили деревья, зимой между корпусами заливали каток для местной детворы. А во время Великой Отечественной, когда город обстреливали с воздуха, подвалы использовали как бомбоубежища.
Сегодня коммуналок в этом комплексе значительно меньше, но он по-прежнему жилой. А первый этаж, как и задумывал когда-то архитектор Шервуд, заполняют магазины, кафе, галереи. Подземное пространство тоже живет. Еще в советское время здесь отстаивали коммунальную технику, а в 1990-е, по слухам, разбирали краденые автомобили. В наши дни так просто туда не спуститься — как и в начале XX столетия, пространства используются для служебных целей арендаторов. Но некоторые из лакомых подземелий все же постепенно становятся общественными. Там открываются рестораны и бары, выставочные залы. И, кто знает, возможно, когда-нибудь по лабиринтам Солянки будут водить экскурсии, так же как сегодня водят вокруг самих зданий, ставших символами района.
Текст: Виталий Калашников
Читайте также
09 июля



