Форма поиска по сайту
Все материалы

Рецензия кинокритика на новый сериал «Райцентр»

Кажется, всем наконец-то надоело смотреть сюжеты про большие города — фокус смещается на провинцию, деревню и регионы вообще. Комедийный сериал «Райцентр» онлайн-кинотеатра «Иви» — одна из самых интересных интерпретаций сельских тайн большой России, где есть место метеориту, бандитам из 1990-х, продажным чиновникам из 2010-х и даже Алене Свиридовой. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает о неожиданных пересечениях между русской деревней и американским «Твин Пиксом».

This browser does not support the video element.

«Иви»

2014 год. В не совсем глухую, но глуховатую деревню Вармалей спустя 20 лет приезжают выпускники местной школы, собравшиеся со всех концов страны. Среди них — местная знаменитость в прошлом, красавица Милка, когда-то покинувшая малую родину ради лучшей жизни, ее то ли муж, то ли просто любовник Антон и недавно переживший развод, давно и безответно влюбленный в Милку Вася, оставшийся в Вармалее и сделавший тут карьеру участкового. В первые же минуты нахождения компашки в деревне случается сразу несколько событий: автомобиль Васи падает в местный пруд, откуда его достают… вместе с остовом еще одной машины, пролежавшей там с 1994 года (то есть с того времени, когда однокашники разъехались кто куда), да еще и с трупом внутри. Все говорят, что тело может принадлежать Николаю Мушину, полубезумному местному жителю, который всю жизнь грезил поисками некоего метеорита, который, кажется, даже нашел. Вместе с этим мрачным кладом вскрываются и другие тайны жителей деревеньки.

Неожиданно онлайн-кинотеатр «Иви» уже второй раз за год делает богоугодное (ну или угодное Валентине Матвиенко) дело — расширяет представление жителей центральной России о том, что есть такое русская деревня. Совсем недавно закончилась «Тайна пропавшей деревни», где скрещивались юмор в духе «Горько!», детективная составляющая а-ля «Участок» с Сергеем Безруковым и мистика из произведений русской литературы. Но, как оказалось, это все были цветочки. Оказывается, в телевизионной сельской местности могут скрываться гибриды полюбопытнее. Как вам идея совместить эстетику 1990-х, детектив в стилистике Агаты Кристи, провинциальную хтонь в духе одновременно «Твин Пикса» и «Секретных материалов» и сверху еще шлифануть черным юмором из «Убойных каникул»? Черт его знает, что там еще припрятала эта зловещая деревня Вармалей, но вот он, факт: один из самых изобретательных сериалов года — перед нами.

«Иви»

У многих ТВ-шоу, что российских, что зарубежных, есть серьезная проблема: отличный сюжет, который можно было бы емко и впечатляюще выразить за три-четыре, максимум шесть серий (а лучше за полнометражный фильм), растягивается на полноценный сезон, а то и не один. В итоге после отличного начала возникает ощутимое провисание ближе к середине, которое сглаживается впечатляющим финалом, до которого, правда, стоит еще дожить, не израсходовав ресурс ожидания. В «Райцентре» такой проблемы нет, по крайней мере, судя по первым сериям, показанным прессе: сериал, даже перевалив за экватор, сохраняет большой интерес к сюжету за счет простой и действенной механики — постоянно увеличивая масштаб действия. Помимо трех главных героев, в сериале есть еще с полтора десятка действующих лиц — например, Нина, колоритная бывшая жена Антона с глухонемой дочерью. Смешной, но чертовски обаятельный сельский ученый-продуман Мушин, фактически центральный персонаж в сюжетной линии 1994 года. Особенно хочется отметить Игоря Грабузова в роли сына Мушина, ставшего экзальтированным начальником местной полиции — совершенно невероятный актерский перформанс.

И их еще много — тут можно было бы спутать самому себе карты, но режиссеры-дебютанты Данил Чащин и Эдуард Мошкович (первый работал в театре, второй в кино, но оператором) умудряются не растерять своих героев и каждого вывести так, что ими проникаешься с первых кадров. Но, конечно, центральный треугольник персонажей — несущая конструкция, которой, возможно, было бы под силу вытянуть весь сюжет и без помощи остальных. Кристина Асмус в роли святой дурочки Милки — настоящий бенефис актрисы, которая так не зажигала со времен «Интернов». Столь же святой дурачок Вася — честный мент с большой буквы М, ранимый, искренний и столь же великолепно сыгранный Иваном Добронравовым. Но главная звезда — Дмитрий Чеботарев в роли Антона, обаятельного гопника с большой дороги. Похоже, перед нами звезда, что называется, ААА-класса — это было ясно еще по «Вампирам средней полосы», например, но недавний «Плейлист волонтера» и сегодняшний сериал опровергают любые сомнения.

«Иви»

В общем, актеры тут — важнейшая часть процесса, и тем более удивительно и приятно, что они играют естественно и понятно, несмотря на интонацию самого сериала. Российские ТВ-шоу порой не прочь скатиться в фарс и дуракаваляние — недавняя «Тайна пропавшей деревни» «Иви» тому доказательство. «Райцентр» умудряется сохранить иронично-ностальгическую интонацию, не превращая все вокруг в сельскую дискотеку 1990-х. Кстати, про музыку — вслед за близким по настроению и задору сериалом «1703» «Райцентр» умудряется интегрировать постсоветскую попсу максимально органично. Контрапунктом в питерском сюре Okko служили песни Татьяны Булановой. Здесь в машине Васи играет трек «Розовый фламинго» Алены Свиридовой (вышедший как раз в 1994 году), который звучит как инфантильно-мечтательный гимн упущенной молодости. В целом сериал в итоге про то, как можно все похерить, забыв о здравомыслии: большинство персонажей что в прошлом, что в настоящем наделали дел, просто поддавшись примитивным плотским позывам (что хочешь есть, с кем хочешь спать), забыв о сердце и разуме. Очень созвучно строчкам песни: «Может, в жизни прошлой, мне трудно вспомнить — думай о хорошем, я могу исполнить».

Фото: «Иви»