Как работают стриминговые системы в России? От чего зависит стоимость их подписки? Почему большой бюджет не влияет на качество сериалов? И зачем некоторые онлайн-кинотеатры выкладывают сразу все серии сезона, не томя месяцами зрителей в ожидании новых эпизодов? На эти и другие темы поговорили с представителями главных стриминговых площадок страны. Среди них Okko, Wink, Premier, Chill, «Иви» и «Кинопоиск».
Okko
Гавриил Гордеев
продюсер по оригинальному контенту онлайн-кинотеатра Okko
Про историю онлайн-кинотеатров
Netflix был сначала прокатной компанией. Это видеокассеты, потом DVD, то есть у него есть генетика давать контент в аренду. Собственно говоря, когда он стал онлайн-кинотеатром, эта генетика, в принципе, и осталась. Я даже помню времена, когда первыми были как раз «Иви», Okko и Now.ru. Я и там и там посматривал кино, но они появились сильно, сильно рано, и, наверное, единственные, кто до наших дней дошел, — это как раз Okko и «Иви».
Про пиратские сервисы и подписки
Я в свое время даже платил за пиратский сервис. Я ни в коем случае не поддерживаю и борюсь с этим. Но суть в том, что запрос на сервис в крупных городах был всегда.
Мы делаем все, чтобы зритель посмотрел контент и не жалел о потраченном времени и деньгах. А у нас действительно самый главный барьер — потраченное время. Мы идем в кинотеатр, смотрим фильм — и у нас возникает какое-то послевкусие. Ты не думаешь про деньги, а думаешь про то, зачем ты вообще кино смотрел. Время дороже денег. И если ты потратил время не зря, нашел для себя какие-то ответы и испытал нужные эмоции, то ты даже не будешь думать о том, что подписываешься. Ты будешь радоваться.
Про телевидение и стриминги
Это разные модели дистрибуции. Оригинальные сериалы в Okko мы стараемся делать только для себя, то есть на эксклюзиве. Условно говоря, «Чикатило», «1703», «Плейлист волонтера» и многие другие проекты больше нигде не были показаны.
«1703»/1-2-3production.com
Аудитория на стримингах и на ТВ разная, да и способ потребления тоже — в телике же мы можем успеть посмотреть не все. А просмотр в онлайн-кинотеатре более вдумчивый. Ты будешь замечать все огрехи и неточности. Поэтому мы можем быть более требовательны. Я не скажу, что на телевидении плохие сериалы, я просто скажу, что телевидение часто смотрят фоном.
Просмотр проекта — как поход к психологу
Причина для смотрения проекта у зрителя идет по принципу эскапизма. Это когда ты, условно говоря, проваливаешься немного в другую реальность и спокойно переживаешь ее не сам, а за другого героя. У взрослой аудитория это прямо-таки потребность такая. Как сходить к психологу. Когда ты к нему пришел и понял, что он тебе наговорил чушь, ты явно недоволен. А если ты выходишь от него легкий, радостный или встревоженный, но с очень интересными и прикольными выводами, то тут все работает.
Про любимые проекты на платформе Okko
Все проекты нравятся. Что-то больше, что-то меньше. Есть, например, то, что лично в меня не попадает, но при этом аудитории очень нравится. Основные и самые ценные вещи, которые мы продюсировали и продюсируем в этом году, ждут зрителей осенью.
«Плейлист волонтера»/Okko
Но при этом уже сейчас вышли «Сансара» с Пашей Деревянко и Кристиной Асмус, «Плейлист волонтера» с Иваном Янковским. Смотреть есть что! Или, например, сериал «Открытый брак». Проект, может быть, чуть более женский и, возможно, не совсем для меня лично, но при этом само произведение прекрасное.
И тот, и другой, и третий сериал я смотрел не просто потому, что мне надо. А потому, что мне интересно и мне нравится. Больше всех сердцу, наверное, откликается «Плейлист волонтера», потому что в нем показана история самоотверженности и преодоления человека, который, будучи потерянным, присоединяется к поисковому отряду волонтеров и ищет людей. Но вся суть в том, что он ищет себя, ищет любовь.
Мы понимаем, что не хотим друг друга сожрать или победить
В телике все хотели доминировать — ну и хотят, наверное, до сих пор. А здесь получается, что вы как-то друг друга подхватываете. Когда у нас одновременно с «Кинопоиском» вышел контент про «Короля и Шута», это было совпадение правильной продюсерской энергии. Я считаю, крутость этого кейса в том, что мы на одной волне. И собрали, возможно, даже одну и ту же аудиторию, но с разными вкусовыми ощущениями. Мы не пытались победить, а они не пытались нас уничтожить за то, что мы выпускаем документалку.
Классно, что только в России онлайн-кинотеатры собрались в свой собственный фестиваль «Новый сезон». И это удивительно, потому что такого кейса больше нигде нет. И это как раз дает мне надежду на новое отношение к конкуренции — более осознанное, миролюбивое и более про бизнес. То есть мы понимаем, что не хотим друг друга сожрать или победить. Мы просто чувствуем, лавируем и уважительно относимся друг к другу. А самое главное, что в этой борьбе и конкуренции за время все равно побеждает зритель.
Wink
Александр Косарим
директор по контентной политике Wink
Про модели монетизации онлайн-кинотеатров
Наверное, нет однозначного ответа, насколько жизнеспособен онлайн-кинотеатр только с полным метром. Какое-то время назад Wink базировался на традиционной модели, когда за каждое кино человек платил фактически отдельные деньги. Если же речь идет о подписке, то это крайне непросто, потому что в любом случае контент недешевый и получается, что ты привлекаешь человека на очень короткий период времени.
Почему не все проекты «выстреливают»
Производство контента — это во многом рулетка, потому что кино — творческий процесс и ты не всегда понимаешь, что получится в конце. Даже если у тебя очень классная концепция, очень хороший шоураннер, хорошая история, но потом что-то пошло не так. Какого-то мэджика не случилось, и оказалось, что сериал не оправдал ожиданий.
В чем российские сериалы круче западных
Безусловно, западная индустрия — это большая машина, которая научилась делать много чего. Но в то же время, как нам кажется, за последние несколько лет сериальная индустрия в России за счет как раз-таки развития онлайн-кинотеатров сделала просто грандиозные шаги. Если говорить про сочетание тех бюджетов, которые на сегодняшний день тратят на производство одной серии в России и на Западе, то, наверное, по соотношению цены и качества наши сериалы находятся на достаточно высоком уровне.
Chill
Жан Просянов
директор по развитию сервиса Chill
Как вырос рынок в прошлом году
Рынку онлайн-кинотеатров еще есть куда расти. Даже в очень сложном в 2022 году он показал рост на 17%.
Что такое веб-сериал
Грубо говоря, это то, что не покажут по ТВ, но что есть в огромном количестве на нашей платформе. Сегодня мы видим веб так: это сериал, снятый независимыми производителями без конкретного заказчика в виде платформы, канала и так далее. То есть мы молодые, независимые и дерзкие.
Сериал для перерыва
Веб-сериал должен выделяться в ленте. У нас есть гипотеза, что веб смотрится в перерыве. Например, мы едем из дома на работу, а согласно исследованиям, средний путь составляет три-четыре станции. Понятно, в Москве это немножко дольше, но в целом ты успеваешь посмотреть серию веб-сериала, а вот серию длинного стандартного сериала, скорее всего, не успеешь.
Какие веб-сериалы стоит посмотреть
Есть офигенный сериал «Закон и беспорядок», который сделали ребята, победившие на фестивале «Реалист». Это пародия на все полицейские расследования и детективы, которые есть, — очень круто. Классный сериал «Френдзона», который победил на нашем фестивале в этом году. Из того, что есть у нас на платформе свеженького, очень советую документальный веб-сериал «Мишки на сервере» — о том, как зарождалась индустрия компьютерных клубов в России.
«Френдзона»/Start
И вот самый свежак — мы сделали два образовательных веба. Первый называется «Твой веб-сериал», где мы собрали вообще всех ребят, кто занимался сериалами в России. Они рассказали, как пришли к этому жанру и как жили последние пять лет. Это очень круто и динамично — посмотрите. И вторая история называется «Короче pro кино», где мы попробовали рассказать обо всех заведениях, где можно научиться делать кино. И все это в формате компьютерной игры.
Premier
Макар Кожухов
заместитель генерального директора Premier
Про «трансфер» сериалов с одной платформы на другую
И конкуренция, и коллаборация платформ друг с другом формируют новый рынок с новыми правилами игры. Так как этот рынок молодой, нам очень важно конкурировать, тем самым стимулируя друг друга, и при этом в каких-то вопросах работать вместе.
«Нулевой пациент»
Недавно, например, на одной из других платформ вышел наш сериал «ЮЗЗЗ», он стал доступен подписчикам этой платформы. А мы, в свою очередь показали у себя «Нулевого пациента». Вот это и есть та самая коллаборация, которая очень важна.
Как зарабатывают платформы
Мы стараемся дотянуться до новой аудитории и ищем дополнительные возможности финансирования, потому что все-таки мы являемся бизнесом, как бы многим ни казалось, что мы просто прикольное место, где можно посмотреть качественный контент. Это на самом деле финансовая модель.
О главном запросе аудитории
Безусловно, основное ядро нашей аудитории — возраст от 25 до 44 лет. Хотя при этом есть огромный пласт 44+, а также детский безопасный раздел анимации и научно-познавательных проектов. А с точки зрения активной аудитории, на платформе Premier основной контент — комедии. Наравне с ними популярностью пользуются также драмы, криминальные драмы и криминальные детективы.
«Иви»
Егор Великогло
директор по контентной стратегии «Иви»
Об актуальных проектах под повестку
Пандемия была очень интересным моментом, потому что спрос на интересный контент тут же вырос. У нас тогда был очень актуальный проект «Чума» — если не смотрели, очень рекомендую, он все еще актуален. И он прекрасно зашел зрителю, потому что там точно поймали информационный повод и обстоятельства, которые были в то время.
Про любимые проекты «Иви Originals»
У меня такая работа — я смотрел все проекты «Иви Originals» по несколько раз. Но я особенно люблю несколько знаковых прежде всего.
«Химера»
Это «Химера» — наш первый совместный проект с продюсерской компанией «Среда», очень крутой. «13 клиническая», конечно, наш хит конца прошлого года, и он прекрасен. Фантастическая история, невероятный сценарист, который это придумал, и замечательная команда, которая все это реализовала. Это прямо кинотеатральный формат.
«Кинопоиск»
Ксения Болецкая
директор по взаимодействию с индустрией «Яндекса»
Про статистику просмотров
Производители контента не заинтересованы в том, чтобы данные по количеству просмотров были публичными. А еще онлайн-кинотеатры сейчас много экспериментируют, поэтому очень осторожно относятся к своим данным.
Для большинства пяти устройств в подписке достаточно
Мы поняли, что хотим заниматься семейными подписками. «Кинопоиск», «Яндекс Музыка», «Букмейт» — на этих платформах найти для себя что-то интересное может каждый член семьи. Поэтому мы максимально заинтересованы в том, чтобы у нас в одну подписку включалось большее количество людей. Цена небольшая. И для большинства пяти устройств в подписке достаточно. А если хочется больше, то можно подключить и вторую подписку.
О способах публикации контента
Есть люди, которые хотят все сразу. А есть зрители, которым удобнее раз в неделю смотреть одну серию. В какой-то определенный день они знают, чем себя занять. Все очень разные. Часть онлайн-кинотеатров выкладывает весь сезон каких-то проектов целиком. У нас сейчас с этим экспериментирует «Иви».
Про вечнозеленые сериалы
Люди очень интересуются старыми сериалами. Огромное число запросов приходится не на премьеры. Мы это видели по «Кинопоиску», когда так называемые вечнозеленые сериалы, например «Секс в большом городе», «Друзья» или «Отчаянные домохозяйки», пересматривают, кажется, бесконечно. У нас есть сериал «След», который идет уже очень давно, и его все еще смотрят.
О борьбе за права на контент
Зрителю часто непонятно, почему онлайн-платформы выкладывают только несколько сезонов одного проекта. Дело в том, что права продаются на территории, например России, СНГ и Африки. Вот заключили сделку на три года. И потом, когда срок заканчивается, часто бывает такое, что не сразу удается заключить новую. Но мы делаем все, что можем.
Фото: Freepik