В новостях только и разговоров, что об ажиотаже вокруг балета «Щелкунчик» в Большом театре. Разбираемся, что особенного в этой постановке и какие еще вариации на тему знаменитой сказки Гофмана есть в столичных театрах. Поверьте, билетов хватит на всех.Большой театр
23, 24, 26–31 декабря, 2–7 января
Bolshoi.ru
Эталонный «Щелкунчик» с музыкой Петра Чайковского в постановке знаменитого балетмейстера Юрия Григоровича идет в Большом театре с 1966 года. В редакции Юрия Николаевича балет обрел сквозной сюжет, прежде пантомимные персонажи Король мышей и Дроссельмейер затанцевали, а детские роли стали играть не воспитанники хореографического училища, а взрослые артисты, что позволило усложнить хореографию.
У Григоровича тема взросления главной героини раскрывается через танец, а не через подмену юной танцовщицы опытной балериной. Новогоднюю декорацию к спектаклю придумал постоянный соавтор постановщика — художник Симон Вирсаладзе. А свою версию партитуры предложил дирижер Геннадий Рождественский. Именно в этом виде спектакль является лучшим новогодним подарком вот уже для нескольких поколений москвичей и гостей столицы.
МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
23, 24, 28–31 декабря, 2–4 января
Stanmus.ru
Новую версию легендарного «Щелкунчика» год назад представил именитый хореограф Юрий Посохов. Премьера была приурочена к 130-летию со дня первого показа балета в Мариинском театре. В новом спектакле пространство сцены художница Полина Бахтина превратила в огромную детскую книжку-раскладушку с объемными картинками. На этом фоне наиболее выгодно смотрится хореография Посохова, полная всевозможных подробностей. В ней минимум повторяющихся движений, а это усложняет каждую из партий — от маленькой Мари до Короля мышей. Кстати, Дроссельмейера в одном из составов танцует Максим Севагин, молодой руководитель балетной труппы МАМТа.
Единственное, о чем нужно предупредить: в этой версии спектакля нет танца феи Драже, который исполняется под одну из самых известных в мире новогодних мелодий. Звуки волшебной челесты вплетены в па-де-де Мари и Принца во втором акте.
РАМТ
24, 25, 30, 31 декабря, 1 января
Ramt.ru
Балеты на сцене РАМТа — это уже традиция. Летние балетные сезоны, давно и успешно прописавшиеся в этом театре, воспитали не одно поколение зрителей. Совершенно логично, что на Новый год им тоже хочется «Щелкунчика». И здесь он присутствует в версии Русского классического театра балета под руководством Валентина Грищенко.
Она опирается на хореографию Василия Вайнонена, которая увидела свет в 1934 году и стала классикой XX столетия. Если использовать литературную терминологию, то это самая настоящая поэма о детстве, взрослении души, чудесах рождественской ночи, сражении света и тьмы и о победе любви. Все в лучших традициях — и декорация с елкой, и все танцы на месте.
Театр имени Наталии Сац
26 ноября
Teatr-sats.ru
Здесь идет в некотором смысле уникальная версия «Щелкунчика» — ее поставил народный артист России Николай Цискаридзе. Он вообще считает себя главным знатоком этого балета. В конце концов, Николай Максимович 101 раз выходил на сцену Большого в роли Щелкунчика-принца, и в его голову намертво впечатались слова Григоровича: «Принц — это сон, нереальный человек, каждое его движение должно быть плавным, он должен танцевать, словно не касаясь земли».
Там еще много всего за долгую жизнь в искусстве у Николая Цискаридзе впечаталось, поэтому спектакль вышел красочный, милый, но как будто ученический. Он тоже на основе хореографии в редакции Василия Вайнонена, которую Цискаридзе считает самой трогательной и нежной, для детской аудитории. Идеально подходит для первого знакомства с балетным искусством — вдруг затянет?
Театр имени Е. Вахтангова
24, 30 декабря, 4–6 январяСимоновская сцена, камерный зал, Александр Олешко, песочная анимация и оркестр. Все билеты проданы. Между тем этот жанр — чтение под музыку — придумала Наталья Сац, чьим именем назван театр, который мы упоминали выше. Олешко показалось важным поддержать и развить детскую тему, «так как Театр Вахтангова всегда славился и прекрасной музыкой, и спектаклями, где отчетливо и красиво звучало слово».
И, надо признать, у Александра получилось. За новогодним настроением к нему идут дети от пяти до 100 лет. И это не очередная шутка Олешко. Телевизионная популярность делает свое дело. Да и формат «один час без антракта» идеален для похода с маленькими детьми, бабушками и дедушками.
Театр на Таганке
23, 24 декабря, 3–5 января
Tagankateatr.ru
Спектакль режиссера Георгия Смирнова — премьера это сезона. Оригинальную пьесу по мотивам сказки Гофмана написал молодой, но уже успевший нашуметь драматург Ринат Ташимов. Авторы спектакля придали классической истории готические нотки Тима Бёртона. Нет смысла перечислять все трансформации персонажей; главное, что Мари, Щелкунчик и мыши на месте. Вот только вопрос, на который должны ответить главные герои, абсолютно современный и неоднозначный: «Можно ли прийти к свету, уничтожив зло?»
В программке значится, что «спектакль для родителей, детей и их игрушек». Вы можете взять любимую игрушку с собой и поучаствовать в сеансе разоблачения мифа о том, что куклы оживают лишь в полночь. Как это происходит, без спойлеров рассказать не получится. Идите и посмотрите.
Особняк «Дашков 5»
7–10, 14, 16, 17, 21–31 декабря, 3–8, 12–14 января
8–11, 14–18, 22–25 февраля
@dashkov5
Иммерсивное шоу «Щелкунчик. История, которую ты не знал» придумали Алексей Карпенко и Гарик Рудник — режиссеры и хореографы многочисленных масштабных российских и зарубежных постановок, проектов на телевидении, в театре, кино и музыкальной индустрии. Их вариант старой сказки идет в интерьерах усадьбы в стиле классицизма. На каждом этаже зрителей ждет свое особое царство. Три грани истории Щелкунчика — это три мира: людей, игрушек и мышей.
С какого начать — выбирать вам. Можно заглядывать в любые потаенные уголки и открывать любые двери без всякого стеснения, потому что ваши лица будут скрыты под масками. Великую музыку Петра Чайковского для шоу адаптировал композитор Отти Роудж — получилось бодренько.
Кремлевский дворец
9 декабря, 9–11 января, 11 февраля
Kremlinpalace.org
«Щелкунчик» «Кремлевского балета» на сегодняшний день выдержал свыше 300 представлений, а это уже знак качества. Хореограф-постановщик спектакля — народный артист России Андрей Петров. По его словам, он «восходил к сказке Гофмана как фантастической основе музыки Чайковского». Классика в этой постановке соседствует с гротеском, а главной темой становятся надежды взрослеющей души и предчувствие первой любви.
Спектакль идет в сопровождении симфонического оркестра радио «Орфей», и это отдельное наслаждение. Имейте в виду, что на все мероприятия в Кремлевском дворце электронные билеты нужно предъявить в распечатанном виде, иначе вы рискуете оказаться на своих местах только к антракту.
Театр сатиры
23, 24, 30, 31 декабря, 2, 3, 5, 7 января
4, 18, 25 февраля
Satire.ru
Музыкальную интерактивную сказку «Щелкунчик и Мышиный король» поставил режиссер Михаил Плутахин, уже набивший руку на детских спектаклях в «Современнике», «Практике», Еврейском музее и центре толерантности. Разыгрывают ее артисты молодого поколения Театра сатиры. За музыкальное оформление отвечает композитор Алексей Скипин, а за стихи и тексты песен — София Третьякова.
Премьера состоялась год назад, и за это время спектакль собрал большое количество хороших отзывов. В этом нет ничего удивительного — он яркий, веселый, не глупый, играется в камерной обстановке с максимальным вовлечением маленьких зрителей. Причем возрастных ограничений у этого спектакля нет. Если ваш ребенок уже способен держать внимание на протяжении часа, вам сюда.
«Ведогонь-театр»
10 декабря
Vedogon.ru
В этом случае вас ждут сразу два открытия. Первое — что есть театры и на окраине Москвы, где еще не каждая шальная императрица побывала. А второе — что там крепкие постановки, и не только взрослые. «Ведогонь-театр», находящийся в Зеленограде на улице Юности, оправдывая свое географическое положение, выпускает спектакли для детей с тем же качеством, что и для взрослых, даже лучше. Декорации, свет, музыка — все в здешнем «Щелкунчике» на высоком уровне.
Партитуру Петра Ильича Чайковского удачно переработал Андрей Гаврилов, анимацию разработал Максим Девятков, а собрал под своим крылом еще полтора десятка талантливых и увлеченных своей работой творцов основатель театра и его художественный руководитель Павел Курочкин.
Текст: Максим АндрияновФото: @bolshoitheatre