В московских театрах сразу пять громких премьер, причем рассчитанных на самую разную аудиторию. Тут и ретромюзикл для ностальгирующих по Советскому Союзу, и современное прочтение классики, и комедия в богатых декорациях, и постмодернистский гиньоль, и интеллигентская рефлексия на тему агрессивности современного мира. Ниже — что смотреть в театрах города прямо сейчас.
«Арт-Партнер XXI» и театр «Маска»
16, 17 февраля
Artpartner.ru
Этот спектакль долго преследовали неприятности. Сначала из актерского ансамбля выбыл Виктор Вержбицкий, приглашенный на роль аптекаря Гомэ, потом Роза Хайруллина, игравшая маму Шарля Бовари, а потом и с роли самого Шарля ушел Максим Севриновский. Но в театре результат часто бывает не благодаря, а вопреки. Вот и режиссеру Антону Федорову удалось не просто спасти свой спектакль, решенный в неожиданном для романа Гюстава Флобера жанре гиньоль, а собрать команду единомышленников. Эмму играет Наталья Рычкова, Шарля — Семен Штейнберг, его маму — Ольга Лапшина, а аптекаря — Алексей Чернышев.
Зрители в восторге, потому что такой смеси французского с русским простонародным нужно еще поискать. Реприза следует за репризой, один карикатурный персонаж сменяет другого, и только в финале история выруливает на трагические высоты. И на экране появляется анимационный ролик, как хрупкая женская фигурка в шляпке и длинном платье идет по ровной горизонтальной линии как по канату.
Театр сатиры
3, 23 февраля, 17, 30 марта
@satiretheatre
Театру сатиры повезло дважды. Первый — когда в Театре на Бронной перенесли больше чем на месяц премьеру своего «Пигмалиона», обещавшую стать громким театральным дебютом клипмейкера и продюсера Сергея Кальварского. А второй — когда пригласили для постановки Виктора Крамера. У этого режиссера не бывает маленьких спектаклей. Что «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», что «Авлабар, или Новая Ханума» — все это образцы монументального театрального искусства: громкое название, масштабные декорации, известные артисты.
Вот и в случае «Пигмалиона» сюжет классической комедии Бернарда Шоу разыгрывается в мире огромных граммофонных рупоров, что делает спектакль похожим одновременно на «Золотой граммофон» и Кремлевскую елку. Но только огромной сцене Театра сатиры весь этот гигантизм идет куда больше, чем МХТ имени Чехова. Да и играть «жирно», как в немом кино, здесь все еще считается хорошим тоном. В роли профессора Хиггинса — Сергей Чонишвили, Элиза Дулитл — молодая звезда Ангелина Стречина, а приме театра Алене Яковлевой досталась роль миссис Хиггинс, что довольно смело, учитывая их с Чонишвили четырехлетнюю разницу в возрасте. Каждого из этой троицы зрители, как в старые добрые театральные времена, встречают и провожают аплодисментами чуть ли не в каждой сцене. Ну, потому что смешно же.
МХАТ имени М. Горького
25–27 января, 16, 17 февраля, 9 марта
@mxat_teatr
После хита «Женщины Есенина» и поста главного режиссера МХАТа имени Горького Галина Полищук проявила творческую смелость и взялась переосмыслить хрестоматийную пьесу «На дне». Горький очень удивился бы, обнаружив своих героев в особой медицинской клинике Д.Н.О. (действующая нейропсихологическая обитель), где врачи помогают им подняться «над не»: нелюбовью, несчастьем, неверием.
В этой постановке легкое головокружение случается от одной только игры слов, а уж когда режиссер пускается в размышления на тему, что такое человек, каково его предназначение и в чем смысл его существования, начинаются такие чудеса на виражах, что зрителям, пользуясь терминологией навигатора, нужно пристегивать ремни даже на задних сиденьях. Из предыдущей постановки Полищук в новую перекочевали такие медийные артистки, как Екатерина Стриженова и Алиса Гребенщикова. К ним добавился Александр Стриженов, для которого МХАТ имени Горького не пустой звук. Он дебютировал в этом театре в пятилетнем возрасте, еще до всяких разделов на ефремовские и доронинские труппы. Такой вот неожиданный камбэк.
Театр Ермоловой
25, 26 января, 16, 24 февраля
Ermolova.ru
Больше 30 лет назад «Приглашение на казнь» Владимира Набокова в этом театре ставил Валерий Фокин. Тогда это было событием, потому что роман только-только увидел свет в Советском Союзе. Много воды утекло с тех пор, но тема противостояния личности большинству не потеряла своей актуальности. И уникальный, сложный художественный мир, придуманный Набоковым, привлек внимание Марины Брусникиной, режиссера с большим опытом работы над инсценировками как современной, так и классической литературы. Для нее оказалось неожиданным, насколько эмоционален текст «Приглашения на казнь», насколько он полон всевозможных загадок и ребусов. Именно поэтому Брусникиной захотелось найти адекватный театральный ход для переноса на сцену этой поэмы в прозе, как характеризовал роман сам автор. Главную роль играет 25-летний Андрей Мартынов, наконец-то дождавшийся своего звездного часа.
Театр на Таганке
26, 27 января, 17, 18 февраля, 12, 13 марта
tagankateatr.ru
Ирина Апексимова, директор «Таганки», достала из рукава сценарий «Веселых ребят» Николая Эрдмана. Тем более что знаменитому фильму Григория Александрова с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой в этом году исполняется 90 лет. Двадцать лет назад Ирина Викторовна уже инициировала постановку по мотивам этого советского мюзикла и даже сама играла роль «бездарной Лены». Режиссером тогда выступал упомянутый выше Виктор Крамер, теперь же за материал взялся Денис Азаров. Есть шанс, что получится тоньше и музыкальнее, тем более что Денис поставил перед собой задачу исследовать эволюцию комедии, а также найти ответ на вопрос, почему нехитрые ингредиенты успеха советского кино — вера в прекрасное будущее, понятные светлые цели и искренний смех — вновь востребованы.
Образы героев доведены Азаровым до высокой доли абсурдности, но не испытывать к ним симпатии невозможно. В главных ролях — всегда уморительно смешной Павел Комаров и красавица Дарья Авратинская. Оба музыкальны и пластичны, так что скучно точно не будет.
Текст: Максим Андриянов
24 января