Первые театральные премьеры 2024 года в Москве: советский мюзикл, загадки Набокова и новый Горький

Первые театральные премьеры 2024 года в Москве: советский мюзикл, загадки Набокова и новый Горький

В московских театрах сразу пять громких премьер, причем рассчитанных на самую разную аудиторию. Тут и ретромюзикл для ностальгирующих по Советскому Союзу, и современное прочтение классики, и комедия в богатых декорациях, и постмодернистский гиньоль, и интеллигентская рефлексия на тему агрессивности современного мира. Ниже — что смотреть в театрах города прямо сейчас.

«Мадам Бовари»

«Арт-Партнер XXI» и театр «Маска»
16, 17 февраля

Первые театральные премьеры 2024 года в Москве: советский мюзикл, загадки Набокова и новый Горький

Artpartner.ru

Этот спектакль долго преследовали неприятности. Сначала из актерского ансамбля выбыл Виктор Вержбицкий, приглашенный на роль аптекаря Гомэ, потом Роза Хайруллина, игравшая маму Шарля Бовари, а потом и с роли самого Шарля ушел Максим Севриновский. Но в театре результат часто бывает не благодаря, а вопреки. Вот и режиссеру Антону Федорову удалось не просто спасти свой спектакль, решенный в неожиданном для романа Гюстава Флобера жанре гиньоль, а собрать команду единомышленников. Эмму играет Наталья Рычкова, Шарля — Семен Штейнберг, его маму — Ольга Лапшина, а аптекаря — Алексей Чернышев.

Зрители в восторге, потому что такой смеси французского с русским простонародным нужно еще поискать. Реприза следует за репризой, один карикатурный персонаж сменяет другого, и только в финале история выруливает на трагические высоты. И на экране появляется анимационный ролик, как хрупкая женская фигурка в шляпке и длинном платье идет по ровной горизонтальной линии как по канату.


«Пигмалион»

Театр сатиры
3, 23 февраля, 17, 30 марта

Первые театральные премьеры 2024 года в Москве: советский мюзикл, загадки Набокова и новый Горький

@satiretheatre

Театру сатиры повезло дважды. Первый — когда в Театре на Бронной перенесли больше чем на месяц премьеру своего «Пигмалиона», обещавшую стать громким театральным дебютом клипмейкера и продюсера Сергея Кальварского. А второй — когда пригласили для постановки Виктора Крамера. У этого режиссера не бывает маленьких спектаклей. Что «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», что «Авлабар, или Новая Ханума» — все это образцы монументального театрального искусства: громкое название, масштабные декорации, известные артисты.

Вот и в случае «Пигмалиона» сюжет классической комедии Бернарда Шоу разыгрывается в мире огромных граммофонных рупоров, что делает спектакль похожим одновременно на «Золотой граммофон» и Кремлевскую елку. Но только огромной сцене Театра сатиры весь этот гигантизм идет куда больше, чем МХТ имени Чехова. Да и играть «жирно», как в немом кино, здесь все еще считается хорошим тоном. В роли профессора Хиггинса — Сергей Чонишвили, Элиза Дулитл — молодая звезда Ангелина Стречина, а приме театра Алене Яковлевой досталась роль миссис Хиггинс, что довольно смело, учитывая их с Чонишвили четырехлетнюю разницу в возрасте. Каждого из этой троицы зрители, как в старые добрые театральные времена, встречают и провожают аплодисментами чуть ли не в каждой сцене. Ну, потому что смешно же.


«Над не»

МХАТ имени М. Горького
25–27 января, 16, 17 февраля, 9 марта

Первые театральные премьеры 2024 года в Москве: советский мюзикл, загадки Набокова и новый Горький

@mxat_teatr

После хита «Женщины Есенина» и поста главного режиссера МХАТа имени Горького Галина Полищук проявила творческую смелость и взялась переосмыслить хрестоматийную пьесу «На дне». Горький очень удивился бы, обнаружив своих героев в особой медицинской клинике Д.Н.О. (действующая нейропсихологическая обитель), где врачи помогают им подняться «над не»: нелюбовью, несчастьем, неверием.

В этой постановке легкое головокружение случается от одной только игры слов, а уж когда режиссер пускается в размышления на тему, что такое человек, каково его предназначение и в чем смысл его существования, начинаются такие чудеса на виражах, что зрителям, пользуясь терминологией навигатора, нужно пристегивать ремни даже на задних сиденьях. Из предыдущей постановки Полищук в новую перекочевали такие медийные артистки, как Екатерина Стриженова и Алиса Гребенщикова. К ним добавился Александр Стриженов, для которого МХАТ имени Горького не пустой звук. Он дебютировал в этом театре в пятилетнем возрасте, еще до всяких разделов на ефремовские и доронинские труппы. Такой вот неожиданный камбэк.


«Приглашение на казнь»

Театр Ермоловой
25, 26 января, 16, 24 февраля

Первые театральные премьеры 2024 года в Москве: советский мюзикл, загадки Набокова и новый Горький

Ermolova.ru

Больше 30 лет назад «Приглашение на казнь» Владимира Набокова в этом театре ставил Валерий Фокин. Тогда это было событием, потому что роман только-только увидел свет в Советском Союзе. Много воды утекло с тех пор, но тема противостояния личности большинству не потеряла своей актуальности. И уникальный, сложный художественный мир, придуманный Набоковым, привлек внимание Марины Брусникиной, режиссера с большим опытом работы над инсценировками как современной, так и классической литературы. Для нее оказалось неожиданным, насколько эмоционален текст «Приглашения на казнь», насколько он полон всевозможных загадок и ребусов. Именно поэтому Брусникиной захотелось найти адекватный театральный ход для переноса на сцену этой поэмы в прозе, как характеризовал роман сам автор. Главную роль играет 25-летний Андрей Мартынов, наконец-то дождавшийся своего звездного часа.


«Веселые ребята»

Театр на Таганке
26, 27 января, 17, 18 февраля, 12, 13 марта

Первые театральные премьеры 2024 года в Москве: советский мюзикл, загадки Набокова и новый Горький

tagankateatr.ru

Ирина Апексимова, директор «Таганки», достала из рукава сценарий «Веселых ребят» Николая Эрдмана. Тем более что знаменитому фильму Григория Александрова с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой в этом году исполняется 90 лет. Двадцать лет назад Ирина Викторовна уже инициировала постановку по мотивам этого советского мюзикла и даже сама играла роль «бездарной Лены». Режиссером тогда выступал упомянутый выше Виктор Крамер, теперь же за материал взялся Денис Азаров. Есть шанс, что получится тоньше и музыкальнее, тем более что Денис поставил перед собой задачу исследовать эволюцию комедии, а также найти ответ на вопрос, почему нехитрые ингредиенты успеха советского кино — вера в прекрасное будущее, понятные светлые цели и искренний смех — вновь востребованы.

Образы героев доведены Азаровым до высокой доли абсурдности, но не испытывать к ним симпатии невозможно. В главных ролях — всегда уморительно смешной Павел Комаров и красавица Дарья Авратинская. Оба музыкальны и пластичны, так что скучно точно не будет.

Текст: Максим Андриянов

Фото: Artpartner.ru

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться