Первый весенний месяц богат на театральные премьеры. В обзоре «Сити» — те, которые нельзя пропустить.
Новое пространство Театра наций
16+
Theatreofnations.ru
Режиссер Галина Зальцман замахнулась на сценарий Янь Гэлин к эпической кинокартине Фэн Сяогана «Молодость». История взросления участников коллектива военно-патриотического ансамбля песни и пляски Народно-освободительной армии Китая, с одной стороны, проста, а с другой — удивительна, ведь разворачивается она на фоне переломных для страны событий. Герои переживают влюбленность и предательство, совершают подвиги и неблаговидные поступки. Их жизнь прослеживается вплоть до 1990-х, и к финалу становится очевидно, что время все и всех расставляет по своим местам.
Спектакль «Молодость» — часть большого проекта «Слой», призванного исследовать различные культурные коды, повлиявшие на театральное искусство. В этом году это код — кино. Галина Зальцман так объясняет свой выбор материала: «В первую очередь фильм совершенно сражает своей красотой, он про всепрощающую молодость, которая навсегда остается с человеком, остается чем-то прекрасным, невзирая на контекст времени, ситуацию за окном, на ужасы „культурной революции“, репрессии, войну. А еще это история о невидимых героях, о настоящих идеалистах, способных верить искренне, даже когда все основания этой веры попраны, уничтожены, вопреки здравому смыслу и самосохранению. Он не о любви, но про любовь».
5–7 марта
МХТ имени А. П. Чехова
16+
Фото: Екатерина Цветкова/Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова
В основе спектакля — роман классика норвежской литературы Кнута Гамсуна. Максим Горький в свое время писал, что не видит никого равного ему по оригинальности творчества. То же самое сегодня можно сказать и о режиссере Елизавете Бондарь. Выпускница мастерской Дмитрия Бертмана, а значит, специалист в музыкальном театре, нашла свой художественный стиль, что называется, в «параллельной вселенной» — большинство ее спектаклей нарочито нуарные, тяжелые, их герои переживают максимально драматические события. Вот и в «Голоде» речь идет о писателе, чей талант не востребован, а потому он испытывает крайнюю степень нужды. Но гордыня его такова, что, даже находясь на грани гибели, он готов отдать последнее, лишь бы не вызывать сочувствие. «По жанру наш спектакль скорее притча, в нем есть перпендикуляр: страшная правда жизни заложена в совершенно не бытовую форму. Думаю, театр и должен быть таким: ярким, образным, фантазийным», — говорит Елизавета.
Кстати, Кнут Гамсун был одним из любимых авторов раннего МХТ — в начале XX века здесь шли сразу три постановки по его произведениям. Но с тех пор минуло уже более 100 лет, так что «Голод» — это не только очередной эксперимент Бондарь, но и долгожданное возвращение Гамсуна на мхатовскую сцену.
19–20 марта
Театр имени Вл. Маяковского
18+
Фото: Ольга Стрелец/Предоставлено пресс-службой Театра имени Вл. Маяковского
Редкий московский театр не имеет в своем репертуаре спектакля Сергея Тонышева. Этот режиссер почти как доллар — всем нравится: «Современник», «Сатирикон», Театр на Таганке, МХТ имени Чехова, РАМТ, МТЮЗ, Театр Российской армии… Теперь вот Театр Маяковского. На Малой сцене Тонышев ставит комедию молодых итальянских авторов Фаусто Паравидино и Джампьеро Раппы. Это во многом биографичная и очень театральная история про пятерых друзей-артистов, которые решают поставить спектакль, но появляется девушка, и все идет не по плану. «В каком-то смысле мы пошли путем традиционной комедии дель арте — есть актерская импровизация и даже возникают маски в нашем особом смысле. Но в первую очередь это итальянская комедия потому, что написана итальянцами, про итальянцев в Италии — и это очень смешно», — говорит режиссер.
9, 10, 27 марта, 6, 10, 24 апреля
«Сатирикон»
12+
В июне этого года будут праздновать 225 лет со дня рождения «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина. «Сатирикон» уже подготовился и включил в свой репертуар сценическую версию романа «Дубровский». Режиссер Яков Ломкин превратил хрестоматийную историю в фантасмагорию с мистическим подтекстом. В результате сквозь старинный быт русского дворянства проступают очертания современной жизни. В конфликте двух давних приятелей — помещиков Дубровского и Троекурова — Ломкин фокусируется на том, как зарождается вражда, а затем и вселенское зло, уничтожающее все на своем пути. «Меня всегда интересовало, как гордыня поражает человека, выжигает его душу. Как человек превращается либо в животное, либо в тень самого себя и каким образом можно найти антидот против этого вируса», — говорит Яков.
К работе над «Дубровским» режиссер рекрутировал сильнейшую команду: сценограф Виктор Герасименко, хореограф Альберт Альберт, композитор Ричардас Норвила, художник по свету Иван Виноградов и 25 артистов «Сатирикона», включая Дениса Суханова, Никиту Смольянинова и Аси Войтович.
20–21 марта
Театр на Бронной
18+
Вторая попытка Театра на Бронной представить своего «Пигмалиона». Фальстарт случился в январе, когда зрителям пришлось возвращать билеты. За два месяца спектакль был доработан (не без участия художественного руководителя театра Константина Богомолова). И вот долгожданный дебют в театральной режиссуре лауреата премии ТЭФИ Сергея Кальварского, под его руководством драматург Валерий Печейкин попытался переписать Бернарда нашего Шоу так, чтобы его классическая комедия натянулась на московскую действительность, как сова на глобус. Шоу высмеивал представителей «голубой крови» и тех, кто ими восхищается; у Кальварского, очевидно, другие мишени. «Новая «голубая кровь» — это нувориши, блогеры, звезды интернета, коучи и прочие жители виртуального мира. Можно ли бросить камень в это окно и куда рикошетом он прилетит?» — задается вопросом автор канонических клипов Аллегровой и «Блестящих».
Любопытно, что художником по костюмам в новом «Пигмалионе» заявлена Яна Расковалова, чья ювелирная марка за короткий срок как на дрожжах выросла в большой модный дом с несколькими линиями одежды, украшений и парфюмерии. При таких вводных очевидно, что на премьерные показы ожидается рекордная светская явка. Можно сделать ставки, кто из гостей вернется в зал после антракта, ведь не секрет, что наш бомонд значительно состоит из Элиз Дулитл обоих полов.
21–22 марта
Театр на Таганке
16+
Спектакль Леры Сурковой по одноименной пьесе Эдварда Радзинского, разумеется, для Малой сцены «Таганки»: восемь актеров, несложные декорации, тонкие любовные переживания… Время хоть и выносит на поверхность произведения советских авторов, но до настоящего ренессанса Радзинского еще далеко. Пьесы Эдварда Станиславовича остаются в тени его же авторских телепередач с экстатическими завываниями в самые драматические моменты. В «Снимается кино» ничего подобного нет — это история подающего надежды режиссера, которому сделать стоящий фильм мешает цензура, а насладиться любовью к девушке — жена… Кино долго и безуспешно снимается все 140 страниц пьесы и в итоге снимается с производства, но режиссер продолжает украдкой и верить, и любить, и надеяться.
28 марта
Театр Моссовета
18+
Вы же помните рекламу: «Марья Ивановна продала свою квартиру…» — так вот ее героиню играет актриса Анна Галинова. Но ее счету множество отличных ролей в театре, в том числе Офелии в постановке Евгения Марчелли по шекспировскому «Гамлету». И вот пришло время для режиссерского дебюта — на сцене «Под крышей» Театра Моссовета Галинова ставит спектакль «Кабаре „Гадюка“». В его основе — повесть «красного графа» Алексея Николаевича Толстого о дочери купца-старообрядца, которая вела беззаботную жизнь казанской гимназистки, зачитывалась Гамсуном и мечтала о счастливом замужестве, но череда трагических событий полностью изменила ее характер. Материал благодатный, да и команду Анна Галинова собрала неплохую. В ней много проверенных артистов, с которыми актриса не раз выходила на сцену, например Анастасия Белова, Олег Отс и Глафира Лебедева. Так что режиссерский дебют вполне может оказаться успешным.
30 марта, 9,17 апреля
Текст: Максим Андриянов
26 февраля