7 выставок марта, которые нельзя пропустить. Выбор Елены Шаровой

7 выставок марта, которые нельзя пропустить. Выбор Елены Шаровой

Выставочная жизнь Москвы очнулась от зимней спячки и предъявляет нам все лучшее разом: и итальянские барочные натюрморты, и еврейский авангард, и архитектуру конструктивизма, и тонкие современные пейзажи на грани с абстракцией. А если решитесь выбраться в Подмосковье, то получите невероятное удовольствие от большой и остроумно сконструированной выставки Ильи Репина и его учеников. Собрали все самое главное, на что обратить внимание.

«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

7 выставок марта, которые нельзя пропустить. Выбор Елены Шаровой

Якопо да Эмполи (Кименти). Натюрморт. Италия. Около 1625/ГМИИ имени А. С. Пушкина

Куратор выставки — Виктория Эммануиловна Маркова. Дальше можно не продолжать, этим все сказано. Она одна из ведущих специалистов по итальянскому искусству в мире, перед которой коллеги из венецианских и римских музеев на конференциях снимают шляпу, восхищаясь ее виртуозными атрибуциями. Один из главных ее профессиональных интересов — период барокко, чья родина как раз Италия. И именно ему посвящена выставка. Причем зрителю предлагают взглянуть на этот период через натюрморты — жанр, исконно считающийся визитной карточкой голландского искусства.

Московские зрители, да и специалисты-искусствоведы большую часть вещей увидят впервые: в региональных музеях они, как правило, скрыты в запасниках и часто значатся как натюрморты кисти неизвестных художников. И Виктория Эммануиловна установила авторство большинства из них. В экспозиции — 70 полотен. Открывает ее работа Джузеппе Арчимбольдо из частного собрания. Художник эпохи маньеризма — периода в искусстве, предшествовавшего барокко, — создавал портреты из фруктов. Один из самых загадочных мастеров в истории искусства не представлен в коллекциях российских музеев, поэтому возможность увидеть его работу на выставке — настоящий подарок для посетителей Пушкинского. Далее зрителей ждут еще несколько залов, в которых работы собраны по тематическим разделам, эффектно выделенным архитекторами.

ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12
До 26 мая, билеты по 650 рублей


«Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»

7 выставок марта, которые нельзя пропустить. Выбор Елены Шаровой

Давид Штеренберг. Стол с сахарницей. Кубистический фактурный этюд. 1920. Государственная Третьяковская галерея/Еврейский музей и центр толерантности

Еврейский музей и центр толерантности — в последнее время лидер по конструированию выставок-аттракционов. В них блестящая подборка экспонатов сочетается с остроумными архитектурными решениями. Очередной многообещающий проект курирует творческая группа под руководством директора институции Кристины Краснянской. Экспозиция предлагает посмотреть на работы еврейских художников в эволюции — от традиционного народного творчества до авангарда — и демонстрирует сплошь первые имена: Натан Альтман, Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и, конечно, Марк Шагал. Работы последнего для знаменитого Московского государственного еврейского камерного театра (ГОСЕТ) покажут в отдельном разделе экспозиции. Небольшой зал посвящен панно «Введение в еврейский театр» — одному из знаковых произведений Марка Шагала. Оригинал по-прежнему находится в основной экспозиции Третьяковки, а на выставке представлены проекции, благодаря которым можно рассмотреть все детали работы. Ее, по легенде, в 1952 году спас художник Александр Тышлер: рискуя жизнью, вынес из разгромленного театра, а затем передал на хранение в Третьяковскую галерею. Там в 1973 году произведение впервые за много лет развернули перед его автором: Шагал прилетал в Россию по приглашению министра культуры Екатерины Фурцевой. Художник поставил свою подпись по-русски прямо на холсте, растроганный жестом музейных специалистов. Всего в экспозиции покажут около сотни живописных и графических работ.

Еврейский музей и центр толерантности, ул. Образцова 11, стр. 1а
До 9 июня, билеты по 600 рублей


«Николай Ульянов. Искусство без манифеста»

7 выставок марта, которые нельзя пропустить. Выбор Елены Шаровой

Н. П. Ульянов. Кафе. 1917/Tretyakovgallery.ru

Это важная ретроспектива незаслуженно забытого замечательного художника. Скорее всего, вы вспомните его картину «А. С. Пушкин и Н. Н. Пушкина перед зеркалом на придворном балу». Это одна из самых знаменитых вещей мастера. В ней он ловко использует любимый прием — преломление композиции через зеркало. С ним же он работает в «Автопортрете с парикмахером», где изображение постепенно превращается в абстрактные кубистические формы. Вот такой кубофутуризм по-московски. Впервые в одной экспозиции соберут произведения Николая Ульянова из запасников Третьяковки и региональных музеев, так что нужно идти обязательно.

Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., 12
До 21 июля, билеты по 600 рублей


«Юрий Злотников. Сигнальная система»

7 выставок марта, которые нельзя пропустить. Выбор Елены Шаровой

Ю. С. Злотников. Композиция. 1959/Tretyakovgallery.ru

Юрий Злотников — один из классиков современного российского искусства и один из первых абстракционистов оттепели. Он изобрел свой художественный язык, построенный на связи искусства и науки. Его вдохновляли достижения в области математики, кибернетики и психологии. На их основе он создал серию работ «Сигнальная система» — 70 вещей из нее и покажут в Третьяковке на Крымском Валу. Также важную часть проекта составит архив Злотникова — рукописи и сопровождающие их рисунки. В экспозиции их поместят в белый куб, в центре которого будет возвышаться «остров» — «кабинет» художника-теоретика, где на столах, подиумах и в витринах расположат тетради, машинописные листы, миниатюрные рисунки, схемы, фотографии.

Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал, 10
До 14 июля, билеты по 600 рублей


«Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников»

7 выставок марта, которые нельзя пропустить. Выбор Елены Шаровой

И. Е. Репин. Пейзаж с лодкой. 1875/Государственная Третьяковская галерея

Илья Репин — наше все в русском искусстве рубежа XIX–XX веков. Он не только сам был выдающимся мастером, но и имел редкий для художника талант преподавателя. Илья Ефимович умел поддерживать учеников в их поисках, вдохновлять на новые открытия и по-человечески согревать их души. Среди его воспитанников Валентин Серов, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Исаак Бродский, Константин Сомов, Зинаида Серебрякова, Игорь Грабарь, Анна Остроумова-Лебедева и многие другие. И каждый из списка — самобытный, глубокий, ищущий и вдохновленный мастер. Их работы и показывают в «Новом Иерусалиме» вперемешку с работами учителя. Экспозиция «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» делится на три тематических раздела. Первые два посвящены пейзажам и зарисовкам в классе — здесь представлены пленэрные этюды, мимолетные наброски на природе, а также трогательные интимные портреты близких и любимых людей кисти юных студентов, когда они работают еще не на заказ, но для себя. Третья глава экспозиции рассказывает об экспериментах художников с импрессионизмом и даже экспрессионизмом. Отдельная находка куратора — вставки с цитатами и архивными снимками Ильи Ефимовича и его учеников. Конечно, по традиции музея «Новый Иерусалим» — у выставки замечательная архитектура, которая не отвлекает внимание от произведений на стенах, а лишь вдохновляет зрителя на исследование этой истории.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Ново-Иерусалимская наб., 1
До 28 июля, билеты по 600 рублей


«Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937»

7 выставок марта, которые нельзя пропустить. Выбор Елены Шаровой

Вера Колпакова. Цветовое решение архитектурного объема. Мастерская Густава Клуциса. 2 курс. 1928–1929. Предоставлено Музеем МАРХИ/Центр «Зотов»

В центре «Зотов» делают то, ради чего открылись: исследуют конструктивизм. На этот раз экспозиция посвящена архитектуре. Проект масштабный — аж 500 экспонатов, поделенных между девятью разделами. Архитекторы-конструктивисты были настоящими мечтателями: они проектировали не просто дома — они хотели построить прекрасное будущее. Они придумывали эстетичные, высокофункциональные, эргономичные и просто удобные пространства для людей. Выставка как раз позволит нам это рассмотреть в осуществленных и нереализованных идеях конструктивистов. Вещи центру «Зотов» предоставили 30 музеев, фондов, а также крупнейшие частные коллекционеры. В фокусе внимания зрителей окажутся проекты, созданные для четырех крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. На двух этажах центра покажут живопись, графику, скульптуру, фотографию, кинохронику и, конечно, архитектурные макеты, которые позволят объемнее раскрыть тему экспозиции и создадут настоящую антологию жизни 1920–1930-х.

А еще специально к выставке подготовят новый выпуск междисциплинарного проекта «Музыкальное измерение» MusicAeterna. Дирижер Теодор Курентзис и резиденты коллектива составят плейлисты, которые позволят глубже погрузиться в контекст экспозиции и устроить персональную медитацию наедине с авангардным искусством. Еще обещают концерты, вдохновленные новой экспозицией. Словом, следим за афишей центра «Зотов» особенно пристально.

Центр «Зотов», ул. Ходынская, 2, стр. 1
До 14 июля, билеты по 400 рублей


Виталий Пушницкий. «Остров»

7 выставок марта, которые нельзя пропустить. Выбор Елены Шаровой

Виталий Пушницкий. Из проекта «Остров». 2024/Pop/off/art

Виталий Пушницкий — петербургский художник. Живет и работает в городе на Неве, окончил там Академию художеств, то есть мастер абсолютно классической школы. При этом он создает вещи на грани с абстракцией. И эти удивительные работы можно увидеть на выставке «Остров». Остров в мировой культуре — это всегда образ одиночества, отдельности каждого человека. И проект как раз об этом. Надо сказать, что при всей меланхоличности идеи «Остров» — это попытка наладить связь со зрителем, выстроить диалог, подтолкнуть его к созерцательности и анализу произведений искусства.

Виталий Пушницкий работает в разных техниках — от печатной графики до масштабных инсталляций. В экспозиции покажут более 20 новых холстов разных форматов, масштабную гравюру и графику. В ряде работ появляется мольберт как основное действующее лицо в пространстве картины. В произведениях Пушницкого угадывается его близкое и глубокое знакомство со всей мировой историей искусства, при этом он говорит на своем отдельном художественном языке.

Pop/off/art, 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
До 10 апреля, вход свободный

Фото: Давид Штеренберг. Натюрморт с черным подносом. 1924. ГМИИ имени А. С. Пушкина/Еврейский музей и центр толерантности

Елена Шарова

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости