Почему все обсуждают вторую «Дюну»: кинокритик — о том, каким получился блокбастер

Почему все обсуждают вторую «Дюну»: кинокритик — о том, каким получился блокбастер

На экраны всего мира вышла вторая часть экранизации классического научно-фантастического романа Фрэнка Герберта «Дюна». Режиссер Дени Вильнёв продолжает следовать своему авторскому видению и в сиквеле удваивает все, за что зрители полюбили первую часть. Рассказываем, каким вышло продолжение истории Пола Атрейдеса и почему все его обсуждают.

Warner Bros. Pictures

На Арракисе зреет буря

Сюжет второй части стартует практически с того же места, где завершилась первая. После того как вероломные Харконнены напали на Атрейдесов, прилетевших на песчаную планету Арракис устанавливать мирный порядок, а в итоге павших жертвой политического заговора самого императора, выживший герцог Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) скрывается в племени фрименов. Фримены, коренной народ песчаной планеты, обучают Пола жизни в пустыне, рассказывают о местных обычаях и показывают, как ездить на гигантских червях. Все потому, что фримены верят в приход мессии, который поведет их народ за собой и вернет Арракису былое величие. Этим мессией, согласно поверьям, и должен стать Пол.

Не сидит без дела и коварный барон Владимир Харконнен (Стеллан Скарсгард), который пока еще не догадывается о том, что Пол жив, но уже слышит о готовящихся восстаниях фрименов под предводительством загадочного Муад’Диба (это имя герой Шаламе взял после принятия фрименской религии). Барон видит, что его племянник Раббан (Дэйв Батиста) не справляется с должностью наместника на планете, поэтому ставит на его место другого племянника — безумного и безжалостного воина Фейд-Рауту (Остин Батлер), который должен будет окончательно подчинить мятежный Арракис воле Харконненов.


Эпик галактического масштаба

Размах второй «Дюны» еще более впечатляющий, чем у ее предшественницы. Больше локаций, больше событий, больше экшена. Мы оказываемся на гладиаторских боях Харконненов (эти сцены сняты в стильном монохроме), переносимся в обставленные роскошью и зеленью покои императора в исполнении Кристофера Уокена и с головой погружаемся в мифологию Арракиса. Один из самых зрелищных моментов сиквела — эпизод первой поездки Пола на черве, а еще за весь фильм герой проходит путь от севера до юга планеты, что позволяет составить полную этнографическую картину фантастического мира, придуманного Гербертом. Например, мы узнаем, что фанатики с юга испокон веков конфликтуют с куда более прогрессивными северянами. Для сюжета об объединении народов это очень важная деталь.


Любовь до последнего вздоха

Почему все обсуждают вторую «Дюну»: кинокритик — о том, каким получился блокбастер

Кадр из фильма

С перемещением фокуса на фрименскую культуру заметно расширились роли у Хавьера Бардема, сыгравшего лидера фрименов Стилгара, который слепо верит в мессианскую натуру Пола, и у Зендеи, чья героиня Чани, напротив, сильно сомневается в каком-либо пророчестве. Но у Пола с Чани образуется совсем иная связь, основанная не на религии, а на взаимном притяжении. Любовная линия между ними добавляет «Дюне» как раз то, чего не хватило первому фильму — простых, но настоящих, а главное, светлых эмоций. А еще юмор! Но за него отвечает уже Стилгар.


Философия, политика и религия в одном флаконе

Те, кто жаловался на неспешное повествование первого фильма, будут довольны: на глазах зрителя разворачивается поистине библейский сюжет. Одна из причин, почему «Дюна» стала классикой, — это универсальный, интуитивно понятный рассказ о великом спасителе, где в форме философской притчи о фатализме переплетаются политика с религией. С одной стороны, «Часть вторая» — это история банальной мести: Пол пытается отомстить за смерть своей семьи. Но в более глобальном смысле это история политических заговоров и зарождение культа. Муад’Диб всячески противится уготованному ему пророчеством пути мессии, потому что он видел будущее и знает, к какой катастрофе приведет его лидерство. Но сможет ли он противостоять тому, что предначертано свыше? Или все же трагедия неизбежна?

Почему все обсуждают вторую «Дюну»: кинокритик — о том, каким получился блокбастер

Кадр из фильма

В «Дюне» много исторических параллелей и с судьбой арабского мира, замершего в ожидании пророка, который поведет свой народ в рай, и с амбициями Римской империи, решившей мечом подчинить себе всех несогласных. Таким образом Дени Вильнёв продолжает мысль одного из своих прошлых фильмов — «Врага», где говорилось, что все мировые события повторяются и все диктатуры одержимы лишь одним — контролем.


Дени Вильнёв — мессия научно-фантастического жанра?

Начав со скромных авторских драм, канадский режиссер Дени Вильнёв вскоре нашел себя в жанре сай-фая: «Бегущий по лезвию 2049», «Прибытие» и две части космооперы «Дюна», которая наверняка превратится в трилогию. Каждый из этих фильмов стал событием и глотком свежего воздуха для фанатов качественной, умной и зрелищной фантастики. Визуально «Дюна: Часть вторая» — это вершина режиссерской карьеры Вильнёва: работа со спецэффектами, костюмами, гримом, футуристическими декорациями приведет в восторг даже искушенного зрителя. Оператор Грег Фрейзер и композитор Ханс Циммер, оба получившие «Оскары» за первую «Дюну», наверняка повторят свои достижения, ибо их работа — профессионализм в чистом виде.

Уже сейчас, в самом начале весны, можно смело подытожить: перед нами один из главных фильмов 2024 года, который совершенно точно станет активным участником следующего наградного сезона и будущей классикой научной фантастики. Однако нужно отметить, что, судя по финалу картины, это лишь затравка перед еще более грандиозными событиями, которые нас ждут через несколько лет в неминуемой третьей части истории Пола Атрейдеса.

Текст: Вадим Богданов

Фото: кадр из фильма «Дюна: Часть вторая», режиссер Дени Вильнёв

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости