Генеральный директор центра «Зотов» Дарья Филиппова — о конструктивизме и магии хлебозаводов

Генеральный директор центра «Зотов» Дарья Филиппова — о конструктивизме и магии хлебозаводов

В новом проекте «Сити» на «Москве 24» поговорили с генеральным директором центра «Зотов» Дарьей Филипповой о том, почему здания бывших хлебозаводов привлекают москвичей и каково это — руководить крупной арт-площадкой.

О первом визите в «Зотов» и его первоначальном облике

Генеральный директор центра «Зотов» Дарья Филиппова — о конструктивизме и магии хлебозаводов

@centrezotov

Когда я приняла предложение о новой работе, я получила довольно амбициозный проект: сделать музей в здании бывшего хлебозавода. Приехала посмотреть его и обнаружила старое, но очень красивое помещение. Так тут и осталась.

Внутри было пространство, которое не сильно отличается от того, что вы видите сейчас. Оно практически никак не изменилось. На первом этаже была та же кирпичная кладка, а три остальных представляли собой такие же круги, как и сейчас, но только с дырой в середине. Центральные шахты были в основном разрушены, поэтому можно было подойти, посмотреть в дырку и увидеть все, что происходит внизу. Из хорошего — были наполовину сохранившиеся центральные части, облицованные белой керамической плиткой. Сейчас на втором и третьем этажах они уже не сохранились, а вот на четвертом можно до сих пор увидеть.

Еще из интересного — на четвертом этаже был деревянный рыжий потолок. Сейчас он тоже деревянный, тот же самый, но мы покрасили его белой краской, поэтому он немного отличается. В целом тут была атмосфера заброшенного, полуразвалившегося здания с такой не очень стабильной лестницей и дырками, где надо постоянно смотреть под ноги, чтобы не провалиться. Или, наоборот, наверх, чтобы тебе не прилетело что-нибудь на голову. Но для этого выдавали каски.


О реконструкции хлебозавода

Генеральный директор центра «Зотов» Дарья Филиппова — о конструктивизме и магии хлебозаводов

@centrezotov

Весь процесс занял около трех лет. Сначала мы разрабатывали архитектурный проект, согласовывали в нужных инстанциях. Потом надо было найти тех, кто это все реализует. Очень длительные процедуры самого строительства. Я очень хорошо помню, как шла стройка. У нас здесь были еженедельные встречи по понедельникам. Но в итоге концепция реализована даже лучше, чем можно было себе представить. И в этом очень большую роль сыграли архитекторы, которые здесь тоже постоянно находились, каждую мелкую деталь прорабатывали. На первый взгляд может показаться, что вокруг вас такие неаккуратные, полуразрушенные стены, которые в каких-то местах зашпаклеваны криво. Но так и задумано! Причем с большой любовью. Каждая кривая штукатурка или замазка отдельно согласовывалась и разрабатывалась.


О том, как размещали розетки

Было очень много интересных историй. Например, заходишь внутрь здания, тут как будто бы яма, все гремит, вокруг разложены какие-то куски материалов, абсолютно непонятно, что происходит и сколько здесь сейчас находится людей. И вот в какой-то момент мне говорят: «Сейчас пойдем в штаб». Значит, отвели в штаб в производственной части здания, посадили посередине, разложили передо мной какие-то бумаги и говорят: «Ну а теперь вы должны сказать, где будут находиться розетки во всех этих помещениях». Наступила тишина. Пришлось как-то с ними расставлять розетки. Коллеги не жалуются, значит, с задачей справилась. (Смеется.)


Об интересе к конструктивизму

Конструктивизм — это очень важное для российской истории явление. Этим бесхитростным соображением мы и руководствовались, когда решили посвятить центр именно ему. Потому что мы хотели сделать здесь музейного типа организацию. То есть не просто некий выставочный зал, какую-то сборную историю, а важное для города место. Соответственно, конструктивизм идеально для этого подходит по одной простой причине: это явление известно в мире всем людям, которые так или иначе интересуются дизайном, архитектурой, искусством. Но почему-то в России не было ни одного места, посвященного только ему.


О постоянной экспозиции

На старте мы думали, что можем вполне себе жить без постоянной экспозиции и делать просто выставки, переосмыслять каким-то образом это наследие. Сейчас мы понимаем, что, наверное, даже должны сделать постоянную экспозицию, потому что на нее есть реальный запрос.

В ней, во-первых, должен быть хронограф — 100%. Однажды мы организовали научное мероприятие, обсуждали конструктивизм, и наши коллеги высказывали мнение, что банально иногда не хватает обычного таймлайна. Чтобы в одном месте были перечислены и вместе собраны составляющие этого явления и процесса. Я подчеркну, что мы не называем здесь конструктивизм направлением. Это целое явление, с кучей разных процессов и разных людей. И, безусловно, должно быть суммирование этих процессов.

Во-вторых, я уже говорила, что очень важно показать направления не только в искусстве, но и в повседневной жизни. Хотелось бы передать ощущение того, что это была глобальная идея, которая двигала людьми на пути к созданию нового, лучшего мира. Люди в буквальном смысле строили новую страну, новый мир, нового человека. Если вы откроете книжки и почитаете манифесты конструктивистов, то абсолютно точно наткнетесь на рассуждения об этом. Результат мы сейчас видим в качестве каких-то артефактов. Очень интересно это изучать, и хотелось бы, чтобы эта идея передавалась дальше.


Почему именно хлебозаводы становятся творческими пластами

Генеральный директор центра «Зотов» Дарья Филиппова — о конструктивизме и магии хлебозаводов

@centrezotov

Хлебозаводы — довольно симпатичные здания, поэтому, наверное, привлекают к себе внимание и инвесторов, и просто аудитории. Но у нас, честно говоря, в «Зотове», сложилось определенное мнение, что хлебозавод — это какой-то исторический код. Хлеб — это базовая потребность, без которой не может жить человек, которая очень важна в плане питания. Плюс для нашего русского контекста хлеб — всему голова. Соответственно, вот эти хлебные производители перерастают в производителей культуры. Хотя по структуре самих зданий я не могу сказать, что это самое удобное и очевидное место, в котором можно основать музей. Тут постоянно нужно строить стены, поэтому сейчас это какая-то магия места. Может быть, хлебозаводы стратегически располагались в очень хороших и классных местах города — вот, например, как здесь, на Красной Пресне.

Фото: Getty Images

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости