«Задача трех тел». Рецензия кинокритика на новую экранизацию хитового фантастического романа

«Задача трех тел». Рецензия кинокритика на новую экранизацию хитового фантастического романа

Мы уже включали «Задачу трех тел» в подборку самых ожидаемых сериалов этого года. И вот проект Netflix, в продюсерах которого числятся Брэд Питт, Розмаунд Пайк, Райан Джонсон и создатели «Игры престолов», вышел — и разделил людей на два лагеря: первые аккуратно хвалят сериал за зрелищность, другие говорят, что это не очень удачная экранизация. Кинокритик Иван Афанасьев, фанат книги Лю Цысиня, подробно (но без спойлеров) рассказывает, почему на самом деле все наоборот: это хорошая экранизация, но не во всем удачный сериал — и тем не менее почему он все равно заслуживает просмотра.

Netflix

Контекст

1960-е, времена «культурной революции» в Китае. На правительственном митинге во славу Мао машущие «Маленькими красными книжицами» хунвейбины, многим из которых еще нет и 18, жестоко забивают Е Чжетая, видного ученого-физика, за «допущение существования Бога» в трудах. За этим наблюдает его дочь Е Вэньцзе — тоже молодая ученая, которую за родство с врагом народа ссылают в трудовой лагерь. Оттуда, правда, она быстро попадает в новое место, где сможет заняться непосредственно наукой — в таинственную закрытую лабораторию «Красный берег», чья огромная спутниковая антенна видна издалека.

Уже в наше время, в 2024 году, мир науки переживает не лучшие времена: видные ученые один за другим совершают самоубийства без объяснения причин, оставляя лишь туманные предсмертные послания (вроде начертанного кровью на стене «я все еще вижу»). В центре внимания — Агустина Салазар, для друзей просто Огги, одаренная ученая-практик, работающая над инновационным стартапом, связанным с нановолокнами. В один момент она вдруг начинает видеть цифры, ведущие загадочный отсчет прямо перед глазами. А ее подруга Вера, тоже ученая и дочь той самой Е Вэньцзе, обнаруживает, что их коллега перед смертью играла в загадочную VR-игру, технологии которой опережают человеческие на несколько поколений.

«Задача трех тел». Рецензия кинокритика на новую экранизацию хитового фантастического романа

Netflix

Для Лю Цысиня, автора «Задачи трех тел», выпуск книги в 2007 году стал событием и в персональном плане тоже. Он родился в 1963 году, в разгар борьбы властей Китая с инакомыслящими (в том числе с учеными и религиозными деятелями). Родители, сами работавшие на угольных шахтах, отправили сына подальше от Пекина, чтобы мальчик не видел того насилия, через которое проходила страна. Эти впечатления нашли отражение и в самой книге: история Е Вэньцзе становится ключевой в сюжете — как человека, видевшего в юности то, что непросто пережить и во взрослом возрасте. Тем печальнее, что и сам роман Лю Цысиня фактически дважды подвергался цензуре: в первый раз в самой книге, где ключевые сцены «культурной революции» были унесены издателем из начала почти в самый конец. И во второй раз — в китайском сериале 2023 года, где, с одной стороны, крайне подробно воспроизводились все сюжетные коллизии (аж в 30 сериях), с другой же — сюжетная линия Е Вэньцзе вновь была урезана, чтобы не злить партию напоминаниями о кровавом прошлом страны.


Спорная экранизация

Так вот, как минимум однозначная ценность новой экранизации Netflix (между прочим, уже четвертой по счету: до этого еще был не вышедший анимационный фильм и крайне неудачный мультсериал) — в том, что она наконец-то смогла развернуть трагическую историю китайской ученой в полную силу. Лю Цысинь, сам в прошлом инженер-программист, работавший на электростанции, своих персонажей описывал довольно поверхностно, чисто экспозиционно, больше сосредотачиваясь на научном обосновании всей «мистики» в сюжете. В контексте книги, которая смотрит на человечество как на крохотную частичку необъятной Вселенной, это даже выглядело логично, однако для сериала такой подход не годится. Поэтому перед создателями «Игры престолов» Дэвидом Бениоффом и Д. Б. Вайсом, а также сценаристом «Террора» Александром Ву стояла весьма нетривиальная задача: впихнуть огромный масштаб романа, еле-еле уместившийся (и то с сокращениями) в монструозную китайскую экранизацию, в восемь серий по американскому стандарту, сохранив и размах, и увлекательность.

«Задача трех тел». Рецензия кинокритика на новую экранизацию хитового фантастического романа

Netflix

Пожалуй, для этого же случился и перенос той части, что повествует в современном мире, в Англию. Продать международной аудитории сериал, почти целиком разворачивающийся в Китае, было бы, скажем так, проблематично, а с тем куцым набором героев, что предлагал Цысинь, которого отдельные люди заботят меньше, чем вопросы выживания всего человечества, особенно. Решили эту «задачу трех тел» (почти буквально — ключевых персонажей в романе как раз трое) путем «расщепления» центрального героя, нанофизика Ван Мяо, на нескольких других. Главным «телом» стала Огги Салазар, а ее друзья-однокашники по Оксфорду, по касательной или напрямую связанные с наукой, эдаким «обрамлением», чтобы сформировать устойчивый костяк персонажей. Наконец, что касается самого сюжета — логичным образом никто не стал дословно переносить на экран сложносочиненные научные изыскания Лю Цысиня вроде описания работы ускорителя частиц или понятия релятивистской скорости, занимающие по несколько страниц. Такие вещи если и объясняются, то — порой буквально — на школьной доске и по принципу «для чайников».

Хорошо это или плохо — решать вам. Фанатичные поклонники книги вполне могут разочароваться из-за такого вольного отношения к тексту. Более того, для кого-то может стать неразрешимой моральной дилеммой то, что Netflix, ярый сторонник глобализации, фактически апроприировал китайское культурное наследие, перенеся его поближе к западному миру. Впрочем, это логика бизнеса — сделать продукт дружелюбнее для широкого зрителя. И, пожалуй, эта цель вполне благая, ведь знакомство с сериалом может обеспечить дополнительный интерес к книге и, соответственно, к ее темам — экологии, судьбе человечества, ведущего бесконечные войны, популяризации роли науки в обществе. Поэтому такие жертвы неизбежны. Тем более Netflix и так пошел на риск, работая с Лю Цысинем — тот поддержал политику своего государства в отношении уйгуров, для которых власти Китая устраивают настоящие концентрационные лагеря. Стриминг сделал это вопреки критике американских сенаторов, так что желание сделать сериал более френдли для широкого зрителя более чем обосновано.

«Задача трех тел». Рецензия кинокритика на новую экранизацию хитового фантастического романа

Netflix


Хороший сериал

Это что касается самого качества экранизации, если его вообще можно каким-либо способом измерить. А что насчет самого сериала — увлекательно ли? Тут не все однозначно, но точно можно сказать: «Задача трех тел» не падает лицом в грязь. Некоторые претензии есть к тому, как быстро раскрывается главная фишка сериала — скажем так, серии к третьей-четвертой вы наверняка почти целиком раскусите, в чем дело, в то время как у прагматичного Лю Цысиня интрига держится почти до самого конца. После этого сериал как будто слегка скукоживается, уступая место эдакому процедуралу, пускай и весьма увлекательному (плюс ближе к финалу ждет, возможно, самая эффектная сцена — читавшие книгу наверняка понимают, о чем речь). Интересно, что сценаристы к финалу тихонько залезают и на территорию второй книги из трилогии, «Темный лес», закидывая удочки на второй сезон. Планов у Netflix еще на три, поэтому делается это достаточно грамотно.

Заодно стоит уточнить, что при всей своей хитовости «Задача трех тел» — своего рода экспозиция к, скажем так, настоящему экшену, который ждет читателя ближе к финалу второй книги. То же самое можно сказать и про первый сезон — не стоит ждать, что это будет такое же эпичное действо, как «Игра престолов», сам формат научно-фантастического детектива с философским подтекстом этого не подразумевает. В то же время снят и написан сериал достойно — проверено и на фанате книги (авторе этих строк), и на человеке, который с оригиналом не знаком. Сцены, которые разворачиваются в виртуальной игре, в которую играют герои, добавляют этому слегка разговорному сай-фаю необходимой живости, чего, кстати, нельзя сказать про насквозь литературный 30-серийный китайский вариант.

«Задача трех тел» — это сериал, который вряд ли станет большим хитом, хотя и имеет шансы продержаться до самого конца. Это не классика вроде все той же «Игры престолов», но крепкое, уверенное в себе зрелище, которому недостает, пожалуй, некоторой собранности и более размеренного темпа. Временами он смотрится настоящим шедевром, а временами — как довольно проходная «болтология», недокрученная тут и там, в том числе технически (CGI порой выглядит дешево). Тем не менее (и особенно, если не читали оригинал) ему стоит дать шанс вас очаровать. Все-таки центральные идеи, заложенные Лю Цысинем, актуальны в 2020-е как никогда — и главное достоинство «Задачи трех тел» в том, как она увлекательно и с фантазией их преподносит новому зрителю. Старым же, которые ждут побуквенного переноса их любимой книги, стоит понять простую штуку: сериалы — это не литература, они работают по другим законам. И то, что Бениоффу и Вайсу в принципе удалось сделать из этого крайне недружелюбного текста нечто смотрибельное — уже достижение.

Фото: Netflix

Иван Афанасьев

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости