Если вы хоть немного знакомы с миром видеоигр, то в курсе, как выглядит броня Братства Стали, почему светловолосый парень в голубом костюме показывает большой палец и под каким соусом лучше готовить радтаракана. Экранизацию культовой видеоигры Fallout, безусловно, ждали с нетерпением и опасением — стилистику этой мрачной постапокалиптической серии было очень легко испортить. Однако в этот раз, кажется, все получилось. Кинокритик Иван Афанасьев, поклонник «Фоллаута», рассказывает, почему этот сериал устанавливает новые стандарты в экранизации популярных интерактивных развлечений.
Prime Video
Вышедшая в прошлом году экранизация The Last of Us на какое-то время захватила планку лучших адаптаций видеоигр в истории. Все в нем было на месте: и актеры прекрасные, и поставлено отлично, и сценарий на высоте. И, в конце концов, сериал с удовольствием смотрели даже те, кто не знаком с творчеством студии Naughty Dog и не в курсе, что это уже вторая успешная экранизация их продуктов (после «Анчартед: На картах не значится»). Но тут важно понимать: что «Одни из нас», что Uncharted — игры, очень сильно вдохновленные кинематографом. Зомби-апокалипсис — жанр, изъезженный чуть более, чем полностью, и «Непослушные псы» просто воплотили в игре все штампы, творчески их переосмыслив и сделав ставку на психологию персонажей и грамотную режиссуру. «Анчартед» же — калька, с одной стороны, с игр о Ларе Крофт, с другой же — и она, и Нейтан Дрейк явно вдохновлены фигурой Индианы Джонса и фильмов о нем (а заодно и дилогией «Сокровище нации», например). Короче говоря, сделать из этих игр кино — задача не самая сложная для грамотных творцов.
Другое же дело — Fallout, которой в этом году исполняется, на секундочку, 27 лет. Это старейшая серия видеоигр, чье влияние распространяется далеко за пределы мира интерактивных развлечений. Как минимум важно понимать, что в том числе Fallout (с огромной вероятностью, если бы сериал легально вышел у нас, его бы, на манер «Анчартед», даже не стали бы локализировать, ибо это слово уже нарицательное) заложил основы для того, как выглядит постапокалипсис в искусстве. Да, он тоже появился не на ровном месте и явно был вдохновлен серией «Безумный Макс», а также, например, подзабытым ныне фильмом «Парень и его собака». Тем не менее именно эта игра заложила в генокод жанра основные черты: выжившие, спрятавшиеся от ядерной войны в уютных бункерах, недружелюбные (но не всегда!) мутанты на радиоактивной поверхности и ржавое оружие, часто собранное из того, что под руку подвернется. А уж для видеоигр это и вовсе священная индийская корова.
Поэтому неудивительно, что с сериала с самого начала был строгий спрос, пожалуй, даже более строгий, чем к тем же «Одним из нас»: в игру Black Isle (более поздние части разрабатывал создатель «Скайрима» Bethesda) играли поколения от мала до велика, а ее уникальную стилистику, сочетающую в себе атмосферу 1960-х и футуризм, было очень легко испортить. И что же, получилось не ударить лицом в радиоактивную грязь? Простой ответ: да, причем получилось с блеском. Пожалуй, перед нами лучшая экранизаций видеоигр в истории. Вообще, у Джонатана Нолана, сценариста «Мира Дикого Запада» и брата гения (you know), изначально было выигрышное положение: Fallout — RPG, то есть ролевая игра, в которой ты создаешь персонажа и участвуешь по ходу дела в сотнях мини-историй, что зовутся квестами. В каждой части свой сюжет и свои персонажи, несмотря на единый лор, поэтому Нолану достаточно было просто сделать хорошую историю, которая вберет в себя все характерные черты. Так и получилось, и прожженным (кхм, каков каламбур) ветеранам постапокалипсиса сюжет даже может показаться простоватым.
Кадр из сериала
Три сюжетные линии в мире, два века назад пережившем ядерную войну, Девушка из «Убежища», у которой рейдеры, орудующие на поверхности, куда-то утащили отца, и теперь она идет его искать, покинув свою уютную альма-матер, где родилась и выросла. Мечтающий об идеальной карьере молодой курсант Братства Стали — военизированной квазирелигиозной организации, работающей на Анклав — местный аналог правительства США. Наконец, гуль (так здесь зовут мутантов, в которых обратились люди, пережившие воздействие ядерного удара) Купер Хауард, которого на свою голову практически пробудили из мертвых неудачливые охотники за головами и который собирается мстить (кому — узнаете). Все три истории легко представить во вселенной видеоигры, и все три отчасти предсказуемы. Но тогда чем сериал подкупает?
И вот здесь самое важное: фишка Fallout всегда была не в сюжете (хотя и в нем тоже, но лишь отчасти) и не в героях — она цепляла своей особой атмосферой, в которой сочетались черный юмор, гнетущее ощущение безысходности и… разговор о человечности. По сути, все игры — про выбор, кем ты будешь в мире, живущем по первобытным законам: законопослушным паинькой или же беспредельщиком без стыда и совести? И, по сути, сериал вот эту разноплановость идеально воплощает в трех разных по тональности сюжетах. История девушки Люси — это история идеалистки, выросшей в тепличных условиях, которая постепенно звереет под воздействием жестоких законов мира, вынужденного выжимать из его обитателей все соки, но не утрачивает человеческого облика. Паладин Максимус — карьерист, который выбрал для себя путь более легкий: он без зазрения совести подставляет коллегу ради продвижения по службе, врет окружающим и стремится из каждой ситуации извлечь максимум пользы для себя (то есть отыгрывает «плохого» персонажа). Наконец, мутант Купер — вообще без особых принципов, но при этом умудряется балансировать между добром и злом, (зачем-то) помня о своем изначальном человеческом происхождении.
То есть ключевая фишка Fallout и любой другой хорошей RPG (отыгрыш роли в мире, который раз за разом ставит тебя перед дилеммами) в сериале отражена на все 100%. Это действительно адаптация, которая не ограничивается внешними атрибутами (вроде сцены со стрельбой по монстрам с видом «из глаз» персонажа в экранизации Doom), а воплощает саму механику видеоигры. Удивительно, но даже The Last of Us и Uncharted на фоне сериала Amazon смотрятся не так выигрышно — просто потому, что они, не в обиду сказано, по-своему вторичны. Мы видели далеко не один сериал о зомби-апокалипсисе и не один фильм про поиски сокровищ, при этом какой-то фишки, выделяющей их среди других, ни там ни там нет. Fallout же сразу запоминается в том числе своим дизайном: здесь «ламповые» телевизоры и компьютеры и плакаты в стилистике ретрофутуризма сочетаются с лазерными винтовками и прочими высокими технологиями.
Кадр из сериала
И еще одной важной целью создателей было не превратить все в выставку фансервиса, когда ты не следишь за сериалом, а просто тыкаешь в экран, приговаривая «О, наручный компьютер „Пип-бой“! О, торговые автоматы с „Ядер-колой“! О, стимулятор-аптечка с таким же звуком, что и в игре!» Все это есть — в сериале действительно тонна отсылок к игре: фанаты будут под лупой разглядывать бронекостюмы Братства Стали и любоваться плакатами с Волт-Боем, символом видеоигры. Но все это, во-первых, подается в дозированных количествах — ощущение перенасыщения визуальным рядом не наступает. Во-вторых, на первом месте тут сюжет, персонажи и следование выбранному киноязыку. То есть все не скатывается в эксплуатацию ностальгии по легендарной серии, не превращается в кладку Easter eggs, которые утомительно разбирать.
При этом — проверено! — человек, не знакомый с игрой вообще, будет искренне удивляться и радоваться необычной стилистике, ярким персонажам и отличной драматургии. Здесь сочетаются и отличные шутки (хоть и приправленные радиоактивным пеплом), и фирменная беспощадность. Так и здесь — это сериал контрастов. В один момент вы смеетесь с надписи «The End» в самом начале сериала, а после — раскрываете глаза от ужаса, глядя на кошмарные картины атомных бомбардировок. Да, если что, сериал получился по-своему злободневным — в нем творчески обыгрывается история холодной войны и многочисленных теорий заговора, а США первоначально находятся в состоянии перманентного ядерного противостояния с Китаем. Впрочем, гнетущего впечатления он точно не производит — это увлекательное, отлично поставленное (в том числе за счет костюмов и декораций) и прекрасно разыгранное шоу, которое предлагает чуть больше, чем просто развлекательный контент.
Ну и еще раз: фанатам игр должно зайти. Конечно, кому-то не все понравится: особо въедливые уже спорят о том, что, мол, сериал не канон, хотя это дело пустое — в разных играх этот канон видоизменялся, порой до неузнаваемости. Кто-то скажет, что, мол, опять приплели «повесточку» (женщина, цветной и физически неполноценный в качестве главных героев — господи, какой кошмар!). Но все-таки Amazon Prime не зря не только выпустил сериал сразу и целиком, как принято скорее у Netflix (все восемь серий уже доступны, кстати, с оригинальными русскими субтитрами), но и на день раньше, чем планировалось. Рейтинги у «Фоллаута» растут с каждым днем, критики и зрители в едином порыве хвалят, даже подозрительные геймеры и те в основном очень довольны. В конце концов, всем не угодить, кому мутировавший арбуз, а кому — сахарную бомбу.
Читайте также
12 апреля