«Сто лет тому вперед». Рецензия кинокритика на блокбастер по Киру Булычеву

«Сто лет тому вперед». Рецензия кинокритика на блокбастер по Киру Булычеву

«Алиса, миелофон у меня!» — если для вас эта фраза не просто мем из интернета, то вы, скорее всего, в детстве обожали книги об Алисе Селезневой и ее космических приключениях. Спустя 40 лет после предыдущей экранизации «Гостьи из будущего» выходит новая версия знаменитой книги советского писателя-фантаста Кира Булычева. Что нового привносит в сюжет «Сто лет тому вперед»? Пошло ли ему на пользу осовременивание? И почему Александр Петров похож на Таноса? Кинокритик Иван Афанасьев разбирается, получилось ли у создателей сделать хороший блокбастер.

«Централ Партнершип»

Москва, 2024 год. В меру дерзкий старшеклассник Коля Герасимов накалякал на доске непотребства несмываемым маркером, за что злая училка требует от него остаться после уроков и стереть это дело любыми средствами. В поисках ацетона Коля натыкается на загадочный артефакт, способный переносить на 100 лет в будущее и обратно при помощи сильных эмоций. Это производит на Колю настолько мощное впечатление, что он тут же переносится в 2124-й, в ту же самую школу, но там уже летают роботы с голосом Федора Бондарчука, с обычными школьниками тусят инопланетяне, словно прилетевшие с Пандоры, а архитектор Москвы будущего, кажется, обожает «Стражей Галактики». Тут Коля встречает Алису Селезневу — девчонку, которая мечтает найти мать, некогда сбежавшую в прошлое (сделайте удивленные лица: это та самая учительница!). С помощью космиона (именно так называется артефакт) ее мечта становится реальнее, однако за машиной времени охотятся и космические головорезы, мечтающие превратить Москву в межгалактическую пиратскую бухту.

«Сто лет тому вперед». Рецензия кинокритика на блокбастер по Киру Булычеву

«Централ Партнершип»

Думается, уже по завязке те, кто вырос на книгах Кира Булычева и ламповом советском сериале, поймут, что пиетета перед прошлым авторы новой версии похождений Алисы Селезневой не испытывают. Или, вернее, так: возможно, испытывают, но желание сделать кино, которое продастся, для них было на первом месте. Поэтому не стоит ждать ни легендарного «миелофон у меня», ни эстетики уютной Москвы 1980-х с мороженым по 12 копеек, ни вообще ретростилистики эдакого «будущего под пледом». «Сто лет тому вперед» — экранизация, которая весьма вольно обращается с оригинальным материалом и охотно манипулирует им, чтобы сделать кино, привлекающее людей в кинотеатры. Среди актеров — звезда на звезде, собрали, кажется, всех, кого могли: Александр Петров, Юра Борисов, Константин Хабенский, Виктория Исакова и далее по списку. В меню: чувак, это рэпчик; молот Тора, как и в целом закос под марвеловские фильмы вплоть до постера; и даже Чертаново, которое вновь в опасности (кажется, впереди кроссовер с «Притяжением» — ладно, шутка). И никаких тебе ретровайбов! И… это отлично. На самом деле.

«Сто лет тому вперед». Рецензия кинокритика на блокбастер по Киру Булычеву

«Централ Партнершип»

Худшее, что могло случиться со «Сто лет тому вперед», — если бы он превратился в нафталиновый закос под советскую классику, который мало кому нужен. У Александра Андрющенко, который спродюсировал не один фантастический фильм (от все того же «Притяжения» до «Спутника»), четкое видение жанра: побольше спецэффектов, экшена и в принципе действа. В итоге от напора фильма временами даже слегка искренне удивляешься: здесь есть, например, солидно поставленная сцена схватки с видом сбоку, как в «Олдбое», есть 800 кило очень приличной компьютерной графики, есть, наконец, обязательный атрибут хорошего развлекательного фильма — впечатляющие злодеи.

«Сто лет тому вперед». Рецензия кинокритика на блокбастер по Киру Булычеву

«Централ Партнершип»

На них стоит остановиться отдельно: Весельчак У и Глот (так теперь зовут Крыса) больше не комичная парочка «толстый и тонкий», а два самых ярких персонажа фильма. Ей-богу, никто не ожидал от Александра Петрова, что его фирменное переигрывание окажется настолько в тему, но его герой — настоящая находка: эдакий гибрид Джокера, Джека Воробья и Акана из «Хардкора». Тот случай, когда ты прямо чувствуешь через экран, как человек кайфует от своей работы — кажется, еще немного, и начнет фирменные стихи читать в качестве убероружия. Его полная противоположность — Глот в исполнении Юры Борисова: персонаж, целиком сыгранный на пластике (а Борисов — редкий актер в нашем кино, умеющий обращаться с телом как с инструментом). От него исходит нешуточная опасность, он жуткий и по-хорошему непредсказуемый. В общем, над антагонистами создатели явно постарались — выглядят они потрясающе.

Чего, к сожалению, не скажешь о главных героях. Алиса в исполнении Дарьи Верещагиной — мечта любого отаку: розовые волосы, хорошая физическая подготовка и бойкий язык. Марк Эйдельштейн при этом опять играет пацана, который кучеряв, но может, если что, и аккуратно в табло сунуть — да, он идеально смотрится в этом стереотипном образе, но сколько можно? А главное — необходимая химия между ними почти отсутствует. Они как будто действуют сами по себе, а должны, по идее, работать в связке. Хотя нельзя не отметить, что у Верещагиной есть все шансы на продолжение успешной экшен-карьеры. Но в целом ощущение некой обособленности героев друг от друга есть, словно их писали для двух разных сюжетных линий, которые потом вдруг решили переписать и свести воедино.

К слову, о сюжетных линиях. Почти два с половиной часа — многовато для фильма, который не является финальной или предфинальной частью какой-то огромной саги вроде «Мстителей», и за пределами сцен, насыщенных действом, бывает скучновато. Трудно сказать, что именно можно было в нем сократить (да и чревато спойлерами), но ужать минут на 30–40 — и это был бы идеальный по темпоритму фильм. Под конец начинаешь немного ерзать в кресле и думать: «Вот бы и мне сейчас космион, чтобы переместиться поближе к грандиозному эпику в конце» (А представляете, если бы существовала режиссерская версия, как у Снайдера?) Впрочем, действо скрашивает монтаж: собрано все как по инструкции, даже экшен-эпизоды, которым не хватает лоска и руки маститого постановщика таких сцен, смотрятся очень бодро.

«Сто лет тому вперед». Рецензия кинокритика на блокбастер по Киру Булычеву

«Централ Партнершип»

Итого: «Сто лет тому вперед» — в целом очень симпатичное кино, которое, пожалуй, хочется видеть в нашем прокате почаще. Да, кое-кто будет недоволен, грубо говоря, «качеством» переноса оригинального материала. Кто-то скажет, что Петров опять такой Петров (честно говоря, пора бы уже принять это как данность, ну да ладно), а все эти отсылки к блокбастерам из топ-250 фильмов (от «Гарри Поттера» до все тех же «Мстителей») выглядят как чин-чин в сторону западных студий, без которого можно было бы и обойтись. Но если воспринимать фильм цельно, он определенно удался, и хочется пожелать ему не один миллиард сборов. Мы только рады, если хорошей, конкурентоспособной, увлекательной семейной фантастики в кинотеатрах станет больше.

Фото: «Централ Партнершип»

Иван Афанасьев

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости