«Алиса, миелофон у меня!» — если для вас эта фраза не просто мем из интернета, то вы, скорее всего, в детстве обожали книги об Алисе Селезневой и ее космических приключениях. Спустя 40 лет после предыдущей экранизации «Гостьи из будущего» выходит новая версия знаменитой книги советского писателя-фантаста Кира Булычева. Что нового привносит в сюжет «Сто лет тому вперед»? Пошло ли ему на пользу осовременивание? И почему Александр Петров похож на Таноса? Кинокритик Иван Афанасьев разбирается, получилось ли у создателей сделать хороший блокбастер.
«Централ Партнершип»
Москва, 2024 год. В меру дерзкий старшеклассник Коля Герасимов накалякал на доске непотребства несмываемым маркером, за что злая училка требует от него остаться после уроков и стереть это дело любыми средствами. В поисках ацетона Коля натыкается на загадочный артефакт, способный переносить на 100 лет в будущее и обратно при помощи сильных эмоций. Это производит на Колю настолько мощное впечатление, что он тут же переносится в 2124-й, в ту же самую школу, но там уже летают роботы с голосом Федора Бондарчука, с обычными школьниками тусят инопланетяне, словно прилетевшие с Пандоры, а архитектор Москвы будущего, кажется, обожает «Стражей Галактики». Тут Коля встречает Алису Селезневу — девчонку, которая мечтает найти мать, некогда сбежавшую в прошлое (сделайте удивленные лица: это та самая учительница!). С помощью космиона (именно так называется артефакт) ее мечта становится реальнее, однако за машиной времени охотятся и космические головорезы, мечтающие превратить Москву в межгалактическую пиратскую бухту.
«Централ Партнершип»
Думается, уже по завязке те, кто вырос на книгах Кира Булычева и ламповом советском сериале, поймут, что пиетета перед прошлым авторы новой версии похождений Алисы Селезневой не испытывают. Или, вернее, так: возможно, испытывают, но желание сделать кино, которое продастся, для них было на первом месте. Поэтому не стоит ждать ни легендарного «миелофон у меня», ни эстетики уютной Москвы 1980-х с мороженым по 12 копеек, ни вообще ретростилистики эдакого «будущего под пледом». «Сто лет тому вперед» — экранизация, которая весьма вольно обращается с оригинальным материалом и охотно манипулирует им, чтобы сделать кино, привлекающее людей в кинотеатры. Среди актеров — звезда на звезде, собрали, кажется, всех, кого могли: Александр Петров, Юра Борисов, Константин Хабенский, Виктория Исакова и далее по списку. В меню: чувак, это рэпчик; молот Тора, как и в целом закос под марвеловские фильмы вплоть до постера; и даже Чертаново, которое вновь в опасности (кажется, впереди кроссовер с «Притяжением» — ладно, шутка). И никаких тебе ретровайбов! И… это отлично. На самом деле.
«Централ Партнершип»
Худшее, что могло случиться со «Сто лет тому вперед», — если бы он превратился в нафталиновый закос под советскую классику, который мало кому нужен. У Александра Андрющенко, который спродюсировал не один фантастический фильм (от все того же «Притяжения» до «Спутника»), четкое видение жанра: побольше спецэффектов, экшена и в принципе действа. В итоге от напора фильма временами даже слегка искренне удивляешься: здесь есть, например, солидно поставленная сцена схватки с видом сбоку, как в «Олдбое», есть 800 кило очень приличной компьютерной графики, есть, наконец, обязательный атрибут хорошего развлекательного фильма — впечатляющие злодеи.
«Централ Партнершип»
На них стоит остановиться отдельно: Весельчак У и Глот (так теперь зовут Крыса) больше не комичная парочка «толстый и тонкий», а два самых ярких персонажа фильма. Ей-богу, никто не ожидал от Александра Петрова, что его фирменное переигрывание окажется настолько в тему, но его герой — настоящая находка: эдакий гибрид Джокера, Джека Воробья и Акана из «Хардкора». Тот случай, когда ты прямо чувствуешь через экран, как человек кайфует от своей работы — кажется, еще немного, и начнет фирменные стихи читать в качестве убероружия. Его полная противоположность — Глот в исполнении Юры Борисова: персонаж, целиком сыгранный на пластике (а Борисов — редкий актер в нашем кино, умеющий обращаться с телом как с инструментом). От него исходит нешуточная опасность, он жуткий и по-хорошему непредсказуемый. В общем, над антагонистами создатели явно постарались — выглядят они потрясающе.
Чего, к сожалению, не скажешь о главных героях. Алиса в исполнении Дарьи Верещагиной — мечта любого отаку: розовые волосы, хорошая физическая подготовка и бойкий язык. Марк Эйдельштейн при этом опять играет пацана, который кучеряв, но может, если что, и аккуратно в табло сунуть — да, он идеально смотрится в этом стереотипном образе, но сколько можно? А главное — необходимая химия между ними почти отсутствует. Они как будто действуют сами по себе, а должны, по идее, работать в связке. Хотя нельзя не отметить, что у Верещагиной есть все шансы на продолжение успешной экшен-карьеры. Но в целом ощущение некой обособленности героев друг от друга есть, словно их писали для двух разных сюжетных линий, которые потом вдруг решили переписать и свести воедино.
К слову, о сюжетных линиях. Почти два с половиной часа — многовато для фильма, который не является финальной или предфинальной частью какой-то огромной саги вроде «Мстителей», и за пределами сцен, насыщенных действом, бывает скучновато. Трудно сказать, что именно можно было в нем сократить (да и чревато спойлерами), но ужать минут на 30–40 — и это был бы идеальный по темпоритму фильм. Под конец начинаешь немного ерзать в кресле и думать: «Вот бы и мне сейчас космион, чтобы переместиться поближе к грандиозному эпику в конце» (А представляете, если бы существовала режиссерская версия, как у Снайдера?) Впрочем, действо скрашивает монтаж: собрано все как по инструкции, даже экшен-эпизоды, которым не хватает лоска и руки маститого постановщика таких сцен, смотрятся очень бодро.
«Централ Партнершип»
Итого: «Сто лет тому вперед» — в целом очень симпатичное кино, которое, пожалуй, хочется видеть в нашем прокате почаще. Да, кое-кто будет недоволен, грубо говоря, «качеством» переноса оригинального материала. Кто-то скажет, что Петров опять такой Петров (честно говоря, пора бы уже принять это как данность, ну да ладно), а все эти отсылки к блокбастерам из топ-250 фильмов (от «Гарри Поттера» до все тех же «Мстителей») выглядят как чин-чин в сторону западных студий, без которого можно было бы и обойтись. Но если воспринимать фильм цельно, он определенно удался, и хочется пожелать ему не один миллиард сборов. Мы только рады, если хорошей, конкурентоспособной, увлекательной семейной фантастики в кинотеатрах станет больше.
Читайте также
18 апреля