В проекте «Сити» «Это Москва. Люди» на канале «Москва 24» поговорили с директором Театра Образцова Еленой Булуковой о том, почему она мечтала работать продавщицей мороженого и чем молодые москвичи отличаются от предыдущих поколений.
Я окончила финансово-экономический факультет Московского педагогического университета в 1990-е. Ключевым и, наверное, определяющим направлением карьеры стало то, что после выпуска сделала выбор не в пользу самого крупного на тот момент торгового дома, а в пользу небольшого рекламного агентства, где работали очень креативные люди и кипела жизнь. После я и работала финансовым директором крупного социального и культурного фонда, и занималась продюсированием.
Я оказалась в культуре, потому что возглавила Федеральное гастрольное бюджетное учреждение. А после поступило предложение прийти в Театр Образцова. Для меня это было неожиданностью. При первой встрече с директором департамента я даже пыталась отговорить ее от своей кандидатуры — все-таки опыта руководства театром у меня не было. В 2021 году стала директором этого замечательного театра.
Я хорошо помню поездку с родителями в Ялту — тогда меня больше всего поразила продавщица мороженого. Долгие годы казалось, что это самая красивая работа в мире... Что может быть лучше, чем продавать сладкое в красивом накрахмаленном фартуке? Когда стала старше, захотела быть писателем — можно сочинять (узаконенное вранье), не ограничивая фантазию, придумывать, оформлять в разные истории. Но работа в театре в любом качестве мне даже в голову не приходила. Не могу сказать, что реализовала свои детские мечты, но жизнь сложилась интересно и совершенно непредсказуемым образом.
Впервые я увидела спектакль театра в детстве по телевизору. Это была знаменитая «Божественная комедия», которая произвела на меня огромное впечатление. И по сей день это один из моих любимых спектаклей Сергея Владимировича Образцова. Первый поход в театр вживую случился в 2000-е. Это была постановка «Кармен! Моя Кармен!» Андрея Денникова, гениального режиссера и актера, который тогда там работал. Я впервые увидела кукол, которые могут выглядеть так живо и эффектно. К тому же они очень узнаваемые. В моем кабинете стоит героиня спектакля — очень изысканная, балетная, с длинной шеей и изящными кистями.
Puppet.ru
Повторный поход в театр состоялся лет через десять, если не больше. Меня пригласили на премьерный показ спектакля «Турандот», который и сегодня идет в нашем театре. Там играют куклы из бамбука — облегченный вариант тростевых кукол. Да и сам спектакль оказался живым и волшебным, стал одним из моих любимых.
Каждый режиссер и художник, работавший в Театре Образцова, оставил огромный след — не стоит их забывать! После Сергея Владимировича, конечно, сложно было соответствовать. Но здесь работал Резо Габриадзе, чей самый известный спектакль — «Сталинград» — задумывался в стенах нашего театра. Тот же Андрей Денников, о котором я уже говорила. Сегодня у нас работает один из лучших режиссеров страны — Борис Константинов, который не перестает удивлять зрителей разными постановками. И лозунг нашего театра — «Увлекать и удивлять».
Сегодня нам хочется быть актуальными и современными, не теряя традиции, заложенные Сергеем Владимировичем Образцовом. Он ведь и сам был великим новатором и экспериментатором. И мы тоже пытаемся постоянно удивлять зрителей. Кроме того, не надо забывать, что Театр Образцова — семейный, и мы стараемся сохранить эту традицию. Он должен быть интересен людям всех возрастов и на протяжении всей жизни.
Мы не перестаем экспериментировать — об этом говорят коллаборации с Большим театром и «Современником». С удовольствием вступаем в творческие союзы и с огромным интересом работаем над общими проектами. Например, когда мы пригласили режиссера Алексея Франдетти сделать мюзикл «Рождественская история», для многих было неожиданностью, что наши актеры могут профессионально петь. И я была очень горда, что на вручении премии «Звезда театрала» год назад номер из этого спектакля открывал церемонию. В прошлом году мы поставили уличный иммерсивный спектакль-перформанс «Кто убил Фриду Кало». В ближайшее время планируем представить еще один эксперимент — пластический спектакль с Егором Дружининым.
Puppet.ru
Недавно у нас прошла премьера «Алисы в Стране чудес» с певцом и гитаристом Евгением Маргулисом в главной роли. Он играет музыканта — самого себя, попавшего в абсурдный сон. Поэтому у нас восемь Алис, звучат знакомые ему рок-хиты. Осенью будет премьера с Александром Адабашьяном. Он выступит режиссером спектакля по Ф. М. Достоевскому «Бедные люди». И, возможно, в ближайшее время увидите коллаборацию с «Союзмультфильмом» — «Муха-цокотуха».
Из последних спектаклей мой любимый — «Играем в Шекспира» режиссера и художника Виктора Никоненко. По признанию многих, кто лично знал Сергея Владимировича Образцова, это абсолютно «образцовский» спектакль. Еще нельзя не выделить постановку «Я — Сергей Образцов», которая была создана к юбилею Сергея Владимировича и к 120-летию театра. Этот спектакль — особенный во всех смыслах для всего нашего театра.
Для меня любая должность — не преференции, а огромная ответственность перед работодателем и коллективом. И хочется верить, что основным принципом успешного театра является взаимное доверие. Конечно, коллектив принимает любое нововведение, а тем более смену руководства, очень настороженно. Меня никто не ждал с праздничными транспарантами, и это нормально. Доверие и уважение надо заслужить.
Экспонаты в музей начал собирать Сергей Владимирович Образцов. Сегодня тут больше десяти тысяч объектов, из которых шесть тысяч — куклы. Они собраны со всего мира — более чем из 50 стран. Помимо них, в музее хранятся архивные документы, программки и афиши прошлых лет. Нам хочется продолжить традицию собирать наиболее интересные афиши премьер со всех регионов страны хотя бы в цифровом формате.
Одна из самых уникальных вещей, которая была в музее, — домик для кукол царевича Алексея. В 1990-е годы его передали в Царское Село, и сегодня в театре можно увидеть точную копию.
Конечно, хожу в другие театры. Для меня в последнее время открытием стал Театр Гоголя — спектакли «Гроза. Искушение» и «Игроки. Иллюзия» Антона Яковлева произвели на меня сильное впечатление. Последняя премьера, которая мне понравилась, — постановка «Дубровский» театра «Сатирикон». А вот прогулки по городу случаются все реже, потому что нужно иметь особое настроение и свободное время. Отдыхаю чаще всего за городом — в кругу друзей и семьи.
Для меня это город мечты моего детства — никогда не грезила Парижем или Нью-Йорком. Помню ощущения от огромного мегаполиса, когда впервые сюда приехала, и стараюсь их в себе сохранять. Конечно, Москва неожиданная и не ко всем благосклонна. Но для меня здесь все сложилось счастливым образом. И даже сейчас, когда проезжаю знаковые места, чувствую, как замирает сердце.
В городе все время что-то появляется. И москвичи сегодня совершенно другие, чем в то время, когда я приехала. Сейчас они стали более целеустремленными, креативными и амбициозными. Четко понимают, что такое быть конкурентоспособными. Это качество я вижу в своих детях и детях друзей — ушли расслабленность и мягкотелость.
11 июня