В этом году исполняется 185 лет со дня рождения французского живописца Поля Сезанна. Арт-обозреватель Елена Шарова выбрала картины художника в Пушкинском музее, на которые стоит обратить внимание.
Эфир «Сити» от 3 сентября
Отшельник из Экса — так еще при жизни художника Поля Сезанна называли современники, потому что родился и вырос он в Экс-ан-Провансе, отсюда и прозвище. Он неохотно покидал родной город, но без участия в художественной жизни Парижа — без знакомств и выставок — сделать карьеру было невозможно, поэтому Сезанну приходилось приезжать в столицу.
Там он прославился как упрямый экспериментатор, который не признает ни одну школу, ни во что ставит учителей и предлагает изучать мастеров прошлого, чтобы все равно делать по-своему — экспериментировать и постоянно страстно искать новое. И, собственно, ему это удалось. В своих многочисленных натюрмортах и пейзажах он предвидит будущее живописи — беспредметность и абстракцию.
Поклонниками Поля Сезанна были московские купцы-коллекционеры Иван Морозов и Сергей Щукин. Первый даже собрал в городе мини-музей художника, в котором отразил все этапы его творчества. Он покупал у торговца картинами Амбруаза Воллара работы из интересующих его периодов. И часто Воллар выкупал для него вещи у других коллекционеров.
Так несколько работ Сезанна попали в коллекцию из американского масштабного собрания. «Музей Сезанна» почти в неизменном виде представлен сегодня в экспозиции Пушкинского музея. Там можно проследить, как двигался художник в своих экспериментах и как видел окружающую реальность.
Поль Сезанн
«Гора Св. Виктории, вид со стороны Лов (Пейзаж в Эксе)»
1904-1906
Холст, масло
60×73 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
На пейзажах 1880–1890-х годов можно узнать привычные очертания деревьев и домов, а также берега реки, в которой отражается живописная природа. А вот «Пейзаж в Эксе» — это работа из масштабной серии, в которой художник раз за разом писал гору Святой Виктории. С середины 1880-х он создал около 90 работ на эту тему.
И картина из собрания ГМИИ — одна из последних, Сезанн закончил ее за год до смерти. В ней он на пике своего исследования живописи. Уже заметно, как природа теряет лишние детали, проработанные веточки, четко прописанные камни. Гора и лес у ее подножия превращаются в цветовые сочетания, так интересующие художника. Сезанн был первым в этом стремлении постичь суть предмета, а не фотографически передать его форму. Он говорил, что художники «не пишут душу, а пишут тело, и, когда оно написано хорошо, душа, если она есть, будет светиться и проявляться во всем». И в его работах есть это свечение.
Поль Сезанн
«Персики и груши»
1890—1894
Холст, масло
61 × 90 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
При первом взгляде на натюрморт «Персики и груши» из собрания Пушкинского музея возникает ощущение, что тут что-то не так, но сложно понять, что именно. Картина цепляет, и ты попадаешь в ловушку, ловко расставленную Сезанном. Он пишет натюрморт с обратной перспективой. Обычно предметы на дальнем плане меньше, чем на переднем. А в работе, наоборот, груши такие большие, что кажется, будто они сейчас вывалятся из рамы. Кувшин слева художник пишет чуть сверху, то есть с другой точки обзора, а сама скатерть такими острыми углами вздымается на столе, точно мы снова возвращаемся к образу горы Святой Виктории.
В своей мастерской в Экс-ан-Провансе, в этом маленьком на тот момент городке, Поль Сезанн совершает переворот в мышлении художников. Он экспериментирует и навсегда меняет историю искусства, в которой после Сезанна уже можно все. Любят говорить, что этими сезанновскими яблоками кормились потом еще несколько поколений художников, то есть искали в них вдохновение и продолжали вслед за ним поиск нового. Российские художники, кстати, не исключение: его поклонниками были и Петр Кончаловский, и Илья Машков, и другие знаменитые авангардисты.
Поль Сезанн
«Пьеро и Арлекин»
1888—1890
Холст, масло
102 × 81 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Художник Валентин Серов говорил, что не любит Сезанна, называл его противным, а героев полотна «Пьеро и Арлекин» — «деревянными болванами». Но при этом отмечал, что не может от них «отвязаться» и что они «застряли в зубах и хоть бы что». Сезанн действительно превращает живых молодых людей, своего сына и его друга, которые позировали ему для картины, в деревянные игрушки, замершие в неудобных позах.
Для Сезанна что живые натурщики, что гора Святой Виктории, что яблоки на скатерти — это инструменты, управляя которыми можно постичь суть вещей и передать дух времени, тревожно ускоряющегося с каждой секундой.
Читайте также
04 сентября