С 6 по 8 сентября в Гостином дворе в седьмой раз проходит ярмарка современного искусства Cosmoscow. Рассказываем, на что обратить внимание в экспозиции в первую очередь.
Cosmoscow – единственная отечественная ярмарка современного искусства, построенная по западному образцу: с экспертным советом, который отбирает галереи; с благотворительной и образовательной программами – здесь вручаются премии молодым художникам, передаются произведения в музейные собрания и все дни заполнены тематическими паблик-токами; с музеями-участниками, которые своим появлением существенно повышают статус мероприятия. Наконец, с шумным и многолюдным вернисажем («как в метро в час пик», отшучивались стоявшие в очереди на вход), на который собирается вся творческая Москва, тем же вечером заполняя соцсети бесконечными селфи на фоне экспонатов (в этом году главными стали зеркала Пистолетто – кто в них не сфотографировался, тот, считай, и на ярмарке не был, но об этом – позже). Словом, ярмарка – своего рода шоу, построенное вокруг современного искусства, и хотя главная ее цель – свести продавцов и покупателей, интересно будет всем, кто интересуется актуальным арт-процессом.
Кстати, для крупных собирателей, опять же в соответствии с мировой практикой, существуют специально отведенные часы до общего открытия – возможность первыми посмотреть экспозицию и зарезервировать понравившиеся работы. В этом году были замечены Роман Абрамович и шоумен Андрей Малахов, у которого, между прочим, серьезная коллекция.
Кажется, в этом году – к своему седьмому выпуску – Cosmoscow сделала серьезный шаг вперед: здесь есть и большие имена (в мировом, а не локальном смысле), и просто стильные экспозиции с достойными работами. Строгое требование организаторов – каждая галерея может представить на стенде не больше трех художников (никакого «покажем все лучшее сразу, авось, что-нибудь продадим») – дает хороший результат, ярмарку интересно смотреть.
Главный хит – концептуальные работы итальянского мэтра Микеланджело Пистолетто. Живой классик, в 60-е он был одним из лидеров движения «арте повера» (или «бедное искусство» – художники выступали против отношения к их произведениям как к «товару» и использовали в качестве материалов все, что под руку попадалось, от газет до тряпья) и известен концептуальными работами с хорошей долей юмора. Три больших зеркала, на которые нанесены изображения людей со смартфонами, – и ирония в адрес повсеместной гаджетизации, и приглашение посмотреть на себя со стороны, и буквальное затягивание зрителя внутрь произведения искусства. Интересно и то, что в Москву Пистолетто привезла галерея из Турина – ее основатель Джорджо Персано дружил с начинающим художником, когда тот еще не был звездой мирового масштаба и не получил «Золотого льва» на биеннале в Венеции, и представляет его на арт-рынке уже больше сорока лет. И это просто хорошая и правильная история. Вероятно, благодаря ей, Пистолетто вместе с галереей прилетел в Москву – в воскресенье, 8 сентября в 17:00 он будет рассказывать о своем творчестве в Гостином дворе. А в понедельник в 18:00 – в ЦУМе, вместе с директором ММОМА Василием Церетели и главой аукционного дома Phillips Светланой Марич.
Еще одна знаменитость (на стенде финской галереи Forsblom) – немец Стефан Балкенхол. Свои скульптуры и рельефы он буквально выдалбливает, используя молоток и долото, из цельного дерева, оставляя все трещинки и шероховатости. Его герои – обычные люди, собирательный образ мужчины и женщины (это не портреты – у него нет моделей), поставленные на пьедестал, наподобие античных статуй.
Список того, что стоит увидеть до конца воскресенья, можно продолжать и продолжать: воздушная балерина и заяц в жабо, вручную сплетенные из тонкой проволоки, на фоне монохромной живописи Кирилла Челушкина (в петербургской галерее Марины Гисич); фотографии великолепной и великой Шейлы Мецнер – галерея братьев Люмьер привезла их сюда сразу после нашумевшей выставки, так что если не успели сходить – вот возможность наверстать; небольшие холсты с надписями-афоризмами, вроде «Смысл есть, но он спит» от стрит-арт художника Кирилла Кто (ищите у Syntax); четырехметровый холст с сине-фиолетовой парой знаменитого эмигранта из числа советских нонконформистов Олега Целкова («Совком»); фриз из 13 холстов «Подводный мир» главных художников нулевых, Виноградова и Дубосарского; а еще отличный блок, посвященный коллекционному дизайну с молодыми российскими и китайскими авторами.
Еще один обязательный пункт осмотра – выставка-инсталляция, которую на ярмарке представил музей «Гараж». Вольная реконструкция квартиры Владислава Мамышева-Монро на Зубовском бульваре создает призрачное ощущение его присутствия: все предметы тут можно трогать – это копии подлинных его вещей, купленных музеем. Натянуть парик и золотые перчатки и устроить фотосессию на кровати – лучшая память для художника-лицедея, 50-летие которого музей отмечает уже без него.
07 сентября, 2019