Музыка, авангард и натюрморты: 5 выставок осени в Москве

Музыка, авангард и натюрморты: 5 выставок осени в Москве

Разыскивать уши в галерее, рассматривать фламандские натюрморты и изучать мифологические сюжеты — все это можно делать на выставках осени в Москве. Собрали пять главных, которые не стоит пропускать.

«Адепты красного. Малявин & Архипов»

Музыка, авангард и натюрморты: 5 выставок осени в Москве

Абрам Архипов. Гости. 1914. Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея чествует двух пионеров русского импрессионизма, творивших на рубеже XIX и XX веков, — Филиппа Малявина и Абрама Архипова. Организаторы честно признаются, что специально запланировали открытие выставки «Адепты красного» на конец сентября, чтобы зрители могли скрасить промозглые осенние вечера яркими впечатлениями. Экспозиция действительно переливается всеми оттенками красного цвета, которого оба автора не жалели для выражения самых разных эмоций от тихой крестьянской радости до революционного угара.

Творчество двух художников впервые демонстрируется совместно, а выставок Архипова российский зритель и вовсе не видел более полувека. Экспозиция в Инженерном корпусе заняла два этажа. На одном из них архитектор Кирилл Асс создал конструкцию, напоминающую хоровод. В ее центре находится жемчужина выставки — огромное полотно Малявина 1906 года под названием «Вихрь». Женщины в ярких красных одеждах как будто вырываются за пределы холста, вовлекая в свой стремительный танец героинь соседних полотен. Малявин и Архипов изображали крестьянок совсем не так, как мастера XIX века или передвижники. Они их не идеализировали, но и не обличали тяжелые условия жизни. Чаще всего мы видим просто сильных, бодрых духом женщин в красочных одеждах.

Несмотря на небольшую разницу в возрасте и схожие творческие интересы (оба художника шли своим путем от академизма к экспрессионизму), Малявин с Архиповым, судя по всему, лично друг с другом никогда не сталкивались. Возможно, виной тому разница темпераментов: Малявин был порывист и эмоционален, а Архипов — более замкнут и спокоен. Точкой максимального сближения их творчества стали предреволюционные годы. В это время работы Малявина становятся более темными и мрачными, а Архипов, наоборот, создает свое самое светлое произведение под названием «В гостях». «Здесь у него очень жизнеутверждающий красный. Мы знаем, что он положительно воспринял революцию в отличие от Малявина, который уехал в 1922 году», — говорит сокуратор выставки Екатерина Евсеева, добавляя, что современники считали Архипова певцом женщин новой эпохи, хотя сам он этих смыслов не закладывал. В первую очередь его интересовали чувства, краски и воздух. Ранним и редким работам Архипова посвящен отдельный этаж выставки.

Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Лаврушинский пер., 12
До 16 февраля 2025 года, билеты по 600 рублей


«Сотворение мифа»

Музыка, авангард и натюрморты: 5 выставок осени в Москве

Ульяна Подкорытова. Незнакомка

Впечатляющая разнообразием панорама современного российского искусства последних десятилетий разместилась на двух этажах Фонда культуры «Екатерина». Проект «Сотворение мифа» объединил более 80 художников от Ильи Кабакова до молодых начинающих авторов. Результаты их мифотворческих амбиций кураторы Дмитрий Гайков и Наталья Гудович разбили на несколько тематических залов, в которых нашлось место отсылкам к древнегреческой культуре, Зигмунду Фрейду и Карлу Юнгу, русским народным сказкам и многому другому.

Названия разделов хоть и подразумевают вполне конкретные темы («Миф о русском», «Миф об искусстве», «Миф-природа»), но при этом никак не ограничивают полет фантазии зрителя при интерпретации работ. Наоборот, гуляя по залам, интересно находить неожиданные визуальные рифмы. Например, между выполненным из эмалированного дерева объектом Семена Мотолянца, имитирующим сложенные горкой разноцветные обмылки, и картиной с изображением похожей композиции из настоящих камней Евгении Байгалиевой. Еще любопытнее сравнивать работы художников разных поколений, пытаясь понять, насколько серьезно или иронично они относятся к себе и к изображаемым сюжетам.

Выставка одинаково подходит как для вдумчивого длительного посещения, так и для беглого знакомства, благо в экспозиции много работ, которые мгновенно отпечатываются в памяти, вроде «Мономауса» Андрея Помулева или «Незнакомки» Ульяны Подкорытовой, переосмысляющей знаменитую «Боярыню Морозову» Сурикова.

Фонд культуры «Екатерина», ул. Кузнецкий Мост, 21/5
До 17 ноября, билеты по 350 рублей


«Третье ухо»

Музыка, авангард и натюрморты: 5 выставок осени в Москве

Андрей Рудьев. Что-то пошло не так, но мы продолжаем улыбаться. 2022

Открывшееся этим летом на Маросейке пространство AZ/ART старается заинтересовать современным искусством самую разную аудиторию. Пилотный проект «Неочевидные пересечения» был серьезным и респектабельным: зрителям предлагалось провести параллели между искусством нонконформистов и творчеством композиторов-экспериментаторов от Альфреда Шнитке до Джона Кейджа. Выставка «Третье ухо» отчасти продолжает эту задумку, но в гораздо более игривой и даже несколько хулиганской манере.

Если до этого шедевры шестидесятников показывали во внушительных стеклянных коробах, благодаря чему они, казалось, парили под сводчатыми потолками (центр AZ/ART расположен в исторических палатах XVII века), то теперь застройка отчасти состоит из фальшстен, имитирующих звукоизоляционную обшивку звукозаписывающих студий. Все они для пущего эффекта дополнены объектами-ушами, которые буквально растут из стен. В подборке портретов знаменитых композиторов обязательно найдется парочка, у которых неожиданно загораются глаза (работы Андрея Рудьева). А уголок музыкальных инструментов дополняют гитара в уникальной технике топорописи Нестора Энгельке и совмещенный с головой оленя корпус виолончели — объект Вадима Михайлова.

По задумке куратора Александра Дашевского, эти и другие работы помогают лучше понять то место, которое музыка занимает в жизни современного человека. При этом, судя по всему, никаких разграничений между низким и высоким, серьезным и смешным в этом разговоре не предполагается. Звуки костра, которые имитирует трение металлических шариков, сосуществуют здесь на равных с имитациями пластинок The Beatles и Дэвида Боуи, а портрет Мусоргского подмигивает электронным глазом расположенному в другом конце зала солисту группы Scooter.

Центр AZ/ART, ул. Маросейка, 11/4, стр. 1
До 4 ноября, билеты по 400 рублей


«Степанова — 130. Посвящение художнице»

Музыка, авангард и натюрморты: 5 выставок осени в Москве

Плакат Иштвана Хоркая (Венгрия)

На каждом из трех этажей центра «Зотов» в октябре проходит отдельный юбилейный проект. Позже других открылась выставка по случаю 130-летия со дня рождения Варвары Степановой, яркой представительницы русского авангарда. Она писала картины, создавала орнаменты для тканей, иллюстрировала книги, оформляла театральные постановки и писала стихи. Неслучайно Владимир Маяковский надписал ей один из своих сборников словами «неистовой Степановой».

Как говорит сокуратор выставки Екатерина Лаврентьева, большой удачей для посетителей центра «Зотов» стал тот факт, что выставка «Степанова — 130» совпала по времени с проектами, посвященными Маяковскому и Мейерхольду. «Она оказалась вписана в этот круг авангардистов как полноправный участник, заняв в нем собственное место наравне с мужчинами, — подчеркивает Лаврентьева. — Рабочие связи у нее были и с Маяковским, и с Мейерхольдом, чей спектакль 1922 года „Смерть Тарелкина“ она оформляла как художник-постановщик».

При этом выставку «Степанова — 130» куратор советует смотреть в конце, как своего рода десерт после основного блюда. Проект, ставший частью биеннале графического дизайна «Золотая пчела», объединил плакаты, созданные современными дизайнерами-графиками. Все они отсылают к тому или иному аспекту творчества Степановой. Например, за основу своего фотоколлажа венгерский дизайнер Иштван Хоркай взял задник картины Степановой, дополнив его портретом художницы и цитатой из другого авангардиста, Эль Лисицкого.

Проект получился международным: посетители увидят работы дизайнеров из России, Беларуси, Кыргызстана, Венгрии, Швейцарии, Португалии и Мексики. По словам Екатерины Лаврентьевой, это доказывает, что наследие авангарда остается понятным для всего мира языком, который формирует важный базис нашей общей культуры.

Центр «Зотов», ул. Ходынская, 2
До 31 октября, вход бесплатный


«Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»

Музыка, авангард и натюрморты: 5 выставок осени в Москве

Николас ван Верендаль. Натюрморт. 1680-е

Пушкинский музей собирается рассказать о появлении и развитии жанра натюрморта на примере 80 работ фламандских мастеров XVII века. Сам этот термин появился несколько позже благодаря французским просветителям, в Нидерландах же пользовались словом «stilleven», которое переводится как «неподвижная жизнь». До этого речь шла об отдельных композициях, которые носили вполне конкретные названия, такие как «ваза с цветами», «охотничьи трофеи» или «атрибуты мирской суеты». Каждая деталь в такой работе, будь то конкретный цветок, насекомое или элемент архитектуры, имела свой смысл. Цветущие тюльпаны могли намекать на увядающую красоту, образ бабочки предлагал задуматься о вечной душе, а череп — о неизбежности смерти.

На выставке обещают собрать много редких картин, которые впервые выставляются публично или только недавно были отреставрированы. Например, небольшой по масштабу, но очень важный натюрморт Корнелиса де Хема едет в Москву из Тюмени. В 1958 году он был передан в местный музей из фондов Эрмитажа. В Тюмени картина долгое время ошибочно экспонировалась как работа отца художника, Яна Давидса де Хема. В процессе подготовки выставки ее куратору Вадиму Садкову удалось доказать верную атрибуцию. Еще одна жемчужина будущей выставки — единственная в мире подписная работа Николаса Каве, который работал в мастерской известной художницы Клары Петерс. Это отличный пример охотничьего натюрморта, в котором образ птицы может прочитываться как символ загубленной души.

Главный герой предстоящей выставки — Франс Снейдерс, один из центральных представителей жанра натюрморта в то время, который начинал свою художественную карьеру как подмастерье Питера Пауля Рубенса. «У Рубенса была хорошо организованная мастерская, где все отлично знали круг своих обязанностей, — рассказывает Вадим Садков. — Рубенс делал эскиз, а подмастерья переводили его на холст или доску, после чего каждый писал то, что умел лучше всего. У одних хорошо выходили фигуры, у других пейзажи, у третьих, как у Снейдерса, — натюрморты». Из петербургского Эрмитажа на выставку везут совместную картину Рубенса и Снейдерса под названием «Статуя Цереры».

ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12
8 октября — 26 января 2025 года, билеты по 650 рублей

Текст: Александр Быковский

Фото: Григорий Майофис. Чайковский. 2011–2024

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

30 сентября

Новости