Как китайская культура повлияла на европейских художников: смотрим картины в московских музеях

Как китайская культура повлияла на европейских художников: смотрим картины в московских музеях

Китайским искусством вдохновлялись не только известные меценаты, но и сами художники, которые использовали мотивы культуры Поднебесной в своих работах. А как именно, рассказала арт-обозреватель Елена Шарова.

Китайские свитки и искусство Франции

Куратор выставки «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в Пушкинском музее, Алексей Петухов, показывает, как знаменитый коллекционер сочетал китайскую и европейскую живопись из собрания. В своем особняке Щукин размещал рядом китайские свитки и современное французское искусство. Например, «Пьеро и Арлекин» Поля Сезанна, «Субботний день» Андре Дерена соседствовали с «Портретом патриарха Чан Мэй Лао-цзы».

Как китайская культура повлияла на европейских художников: смотрим картины в московских музеях

Неизвестный автор. Портрет буддийского патриарха Чан Мэй Лао-цзы. XVII век

Это неслучайно: Сезанн — художник-философ, все его картины пропитаны размышлениями. В этой работе он рассуждает на тему двойственности личности человека. Так, например, рядом с задиристым Арлекином идет меланхоличный и хрупкий Пьеро. А изображенный неизвестным мастером патриарх Чан Мэй Лао-цзы выглядит умиротворенным. Он задумчиво перебирает четки, и все его тревоги уже позади. Упрощение форм и условность, с которой писали китайские мастера, впечатляли европейских художников — и об этом знал Сергей Щукин.


Ван Гог и влияние Востока

Как китайская культура повлияла на европейских художников: смотрим картины в московских музеях

Винсент Ван Гог. Цветущее дерево груши. 1888

Мода на коллекционирование китайской живописи тогда охватила Европу. Все дело в том, что в конце XIX века центром современного европейского искусства был Париж. И в это время там можно было купить произведения древнего китайского и японского искусства. Благодаря этому сегодня можно заметить, как цветущие груши на полотнах Винсента Ван Гога напоминают восточные миниатюры с похожими сюжетами.


«Китайский след» у русских художников

Привозили произведения китайских мастеров и в Россию, в том числе на знаменитую Нижегородскую ярмарку. Поднебесной интересовались не только купцы-коллекционеры. Так, художница Наталья Гончарова исследовала лубок, а также традиционное искусство разных стран. В собрании Третьяковской галереи увидите ее «Китайский натюрморт».

Как китайская культура повлияла на европейских художников: смотрим картины в московских музеях

Наталья Гончарова. Китайский натюрморт. 1910

Импрессионист Константин Коровин также смотрел на Восток. В собрании Музея Большого театра есть его эскиз бутафорского чайного домика для балета «Щелкунчик». Коровин работал художником в Большом и готовил к премьере всеми любимое произведение Чайковского.

Как китайская культура повлияла на европейских художников: смотрим картины в московских музеях

Константин Коровин. Бумажные фонари. 1898

Также «китайский след» можно найти и в одной из самых знаменитых картин русского импрессиониста — «Бумажные фонари», тоже из собрания Третьяковской галереи. Для картины позировала жена художника — хористка Анна Фидлер, но полотно названо не в честь ее и даже не считается портретом. Фокус внимания — на цветовых сочетаниях, которые образуют китайские фонарики с контрастной темной зеленью сада и красной блузкой девушки. Такие фонарики были чрезвычайно популярны в Российской империи, и в журналах даже печатали инструкции, как собрать их своими руками.

Фото: Винсент Ван Гог. Цветущее дерево груши. 1888

Елена Шарова

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

30 января