Культура Древней Руси: воспитание богатырей, правило поклонов и поцелуев

Культура Древней Руси: воспитание богатырей, правило поклонов и поцелуев

В издательстве МИФ вышла книга «Средневековье на Руси. Кощеево царство, народные поверья, колдовство и женская доля». Публикуем отрывок про то, как воспитывали людей на Руси и почему раньше не принято было здороваться.

В русских былинах богатыри обычно отличаются «вежеством» — крест кладут по-писаному, поклон ведут по-ученому. Таков, например, Добрыня. Отрицательные личности, наоборот, игнорируют правила поведения и демонстрируют неуважение к окружающим. Тугарин Змеевич «нечестно» — то есть недопустимо, — безобразно пьет, ест хлеб, запихивая в рот по целой ковриге, пристает к княгине, наконец: «…руки в пазуху кладет, целует во уста сахарные».

И поклоны «по-ученому» упомянуты не просто так. На Руси уже в X–XI веках появилась разного рода поучительно-наставительная литература. Ее основной задачей было воспитывать христианскую духовность, прививать нормы поведения, чтобы своим благопристойным поведением человек мог достичь Царствия Божия.

Поучения и наставления средневековой Руси, начиная с «Изборника» (1076) и кончая «Домостроем», рисуют нам образ идеального русича. Этот богобоязненный человек «высок умом» — то есть размышляет на высокие богословские, отвлеченные темы, — сердце его «вопиет к Богу». Однако внешне эта возвышенность никак не проявляется: он держится смиренно, ступает тихо, склонив голову, говорит мало и негромко, слушает только праведные, святые слова. Почитает старших, сверстников встречает с миром, а младших — с любовью. Человека, который много смеется и много говорит, осуждали: такой просто не может оказаться умным.

Но насколько близки к реальности были эти наставления? На самом деле древнерусский мир во многом не соответствовал тому, каким его хотели видеть книжники. Например, в былинах на княжеских пирах богатыри обычно то и дело похваляются:

Сильный хвастает своей силою,
Богатый хвастает богачеством,
Иной хвастает добрым конем,
А разумный — отцом-матерью,
А безумный хвастает молодой женой…

Скорее всего, большинству дружинников действительно было свойственно хвалиться удалью и богатствами, и не просто так: вероятно, таким образом они стремились повысить свой социальный статус. Кстати, избегают бахвальства лишь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — но именно они и совершают великие дела…


Приветствия и поклоны

Обыденный этикет средневековой Руси, и прежде всего этикет встречи, все еще плохо изучен, в основном потому, что у нас недостаточно информации: поучения и летописи опускают эти вроде бы неважные моменты.

Например, традиционным древнерусским приветствием считается обращение «гой еси». «Еси» — это устаревшая форма глагола «быть» во втором лице единственного числа. А вот у первого слова толкований много: от пожелания здоровья до выразительного восклицания. Есть информация, что «гоями» иудеи (вероятно, хазары) называли христиан. Кто-то даже уводит корни этого слова к древнеславянскому названию фаллоса — «гоило», но тогда формула обретает значение хулиганского, грубого обращения. В шуме всех этих гипотез робко звучит замечание, что формула «гой еси» встречается в фольклорных произведениях и используется в обращении не только к мужчинам, но и к женщинам. В словарях же она появилась в 1704 году, где указывалось, что «гой толкуется общо — как призыв в обращении к кому-либо». Таким образом, выражение «гой еси» означает что-то вроде вежливого древнерусского аналога «Эй, ты!».

Возможно, в средневековой Руси, как и сейчас, было принято желать друг другу здоровья при встрече. Так считает лингвист Владимир Колесов. По его мнению, славяне повсеместно использовали «здорово» и «здравствуй» в качестве приветствия. Однако историк Вадим Долгов указывает, что «здороваться» на Руси начали только с XVI века, да и тогда это означало «поздравлять друг друга с чем-либо» или «произносить здравицу в честь кого-либо».

В этом отношении интересно произведение XIII века «Сказание отца нашего Агапия». Во время своего путешествия Агапий несколько раз встречается с разными людьми и каждый раз с поклоном говорит: «Добрый путь вам!» По нынешним представлениям это пожелание скорее подошло бы к моменту расставания. Вероятнее всего, такой формулой приветствия пользовались исключительно путники. Встречные же люди в этом произведении отвечают более привычными словами: «Здоров ли ты, Агапий, и куда лежит путь твой?»

В целом по древним текстам и даже повестям XVI–XVII веков создается впечатление, что средневековые жители Руси не знали — или не использовали — слов приветствия, а сразу приступали к предметному разговору. Однако в «Повести о Еруслане Лазаревиче» (первые десятилетия XVII в.) описывается сложный обряд: «Еруслан Лазаревич… слазит с добра коня богатырского, бьет челом о сыру землю: „Многолетное здравие государю моему батюшку…“» В другом месте обряд повторяется: «И увидев стар человек младого юношу, и слазил с своего с добра коня, бьет челом о сыру землю: „Многолетное здравие государю моему Еруслану Лазаревичу!“».

Здесь уже выделяется связка, состоящая из словесной формулы «Многолетное здравие» и ритуала битья челом, который относится к приветствиям особой категории — поклонам. С них же, то есть с «поклоняния», начинались и послания в дошедших до нас берестяных грамотах XI–XV веков:

Поклон от Демьяна к Д… {Далее:} А ты продай коня, [возьми], сколько дадут; а что [на этом] потеряешь, запомни. А за Кузькой следи, чтобы не погубил денег: он дурной (ненадежный, нечестный).
Поклон от Михайлы господину своему Тимофею. Земля готова, нужны семена. Пришли, господин, человека сразу же, а то мы даже брать рожь не смеем без твоего слова.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» церемония поклонов описывается так:

Ай тут старыя казак да Илья Муромец
Становил коня да посередь двора,
Сам идет он во палаты белокаменны.
Проходил он во столовую во горенку,
На пяту он дверь-то поразмахивал.
Крест-от клал он по-писаному,
Вел поклоны по-ученому,
На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
Самому князю Владимиру в особину.

Илья здесь кланяется так называемым гостевым поклоном: на четыре стороны собравшимся и отдельно хозяину, в этом случае — князю.

Обычай кланяться несколько раз при входе в дом сохранился и в более поздние времена. Переступив порог, крестились на иконы и трижды кланялись:

Первый поклон Богу, второй — хозяину с хозяйкой, третий — всем добрым людям.

То, что у русских принято по-разному кланяться, отмечали даже иностранцы. В XVI веке наемник Жак Маржерет наблюдал такие обряды:

Приветствуя, русские снимают шапку и кланяются, только не кладут руки на голову или на грудь, по обычаю турок, персов и других магометан, но опускают правую руку до земли или же менее низко, смотря по степени уважения. Но если низший просит о чем-либо своего начальника или если возносит молитвы перед образами, то кладет поклон, касаясь самой земли: других знаков почтения не знают, колен также не преклоняют, говоря, что это — обычай магометан, которые всегда подгибают ноги, садясь на землю. Женщины поступают таким же образом.

Давайте рассмотрим несколько видов поклонов, которые были распространены в средневековой Руси.

«Вежливый» поклон — наклон головы и верхней части туловища. Его описывает Павел Алеппский (1627–1669):

Они делают поклоны головой друг другу постоянно; таким же образом приветствуют один другого на улице и здороваясь утром и вечером. Все это признак плодов смирения, ибо гордость им совершенно чужда, и гордецов они в высшей степени ненавидят.

Поясным поклоном — также называемым «малым обычаем» — обменивались равные. Так кланялись гости, входя в чужую избу, так женщина кланялась мужчине, в том числе мужу.

«Большой обычай» известен в двух вариантах.

— Земной поклон: человек очень низко наклоняет корпус, при этом пальцами правой руки касается земли или пола, а левой рукой придерживает снятый головной убор.

— «Битье челом»: человек быстро становится на колени и склоняется так, чтобы руками и лбом коснуться пола, а в некоторых случаях даже целует пол, землю или обувь того, кому адресован поклон.

Итальянский аристократ Рафаэль Барберини (ум. 1582) оставил описание поклонного этикета в XVI веке:

Народ этот, в обращении, чрезвычайно как церемонен; встретясь на улице, хотя бы шли за делом, тотчас снимают шапки и в несколько приемов кланяются друг другу, строжайше соблюдая, чтоб отдать поклон за поклон, да и снова поклониться, делая знак головой и рукою, что это для них безделица. Здесь разумеется о равных между собою; потому что, если кто стоит выше другого, всячески старается не прежде того снять шапку…

Имеют еще обыкновение при встрече, если долгое время не видались, целоваться.

Впрочем, поцелуи — обрядность совсем другого рода, которую мы оставим за скобками нашего рассказа.

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости